Телеграмма Временного Поверенного в Делах СССР в Турции в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР. 16 октября 1937 г.
16 октября 1937 г.
У Баяра был после того, как Арас предварительно осведомился о цели визита. В ответ на мое поздравление, в котором я отметил его личное влияние на ход переговоров[1], Баяр сказал, что мне, конечно, известны его взгляды и он будет стремиться к расширению наших экономических и политических отношений. Если на первых порах и будут трудности при реализации торгового соглашения, то при доброй воле сторон они будут устранены. Далее Баяр остановился на открытии Назиллийского комбината[2], спросил, знаком ли я с его речью, и отметил большое удовлетворение Ататюрка, знакомившегося с комбинатом не только внешне, но и по существу.
Баяр держался больше как министр экономики, чем как премьер. Возможно, что он на первых порах еще очень осторожен, но допускаю, что он так держался по совету Араса.
Залкинд
[1] Имеются в виду советско-турецкие переговоры, начатые в связи с истечением срока действия торгового договора и завершившиеся 8 октября 1937 г. подписанием договора о торговле и мореплавании, а также торгового и платежного соглашения.
[2] Текстильный комбинат в г. Назилли был построен по советским проектам и оснащен оборудованием из Советского Союза. Открытие комбината состоялось 9 октября 1937 г. в присутствии президента Кемаля Ататюрка, премьер-министра Баяра, выступившего с речью, и других членов правительства Турции.