Запись беседы Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР с Послом Великобритании в СССР Чилстоном. 16 октября 1937 г.
16 октября 1937 г.
Чилстон сообщил мне, что хотел видеть меня еще вчера, но ему помешало нездоровье — ангина, которой он заболел несколько дней тому назад, возвращаясь из Англии. Цель сегодняшнего визита посла — передать нам просьбу Идена поддержать в Лондонском комитете новое предложение английского правительства. Последнее делает новую попытку спасти систему невмешательства. Если эта попытка не удастся, положение в Испании может принять весьма опасную для общего мира форму. В июле Советское правительство отказало в своей поддержке известному английскому предложению. Если бы это произошло и теперь, Италия и Германия могли бы в непримиримой позиции Советского правительства найти предлог для срыва нынешнего английского плана, что могло бы иметь чрезвычайно серьезные международно-политические последствия. По поручению Идена посол сигнализирует нам вышеуказанное положение.
Я ответил послу, что как в июле, так и сейчас мы вовсе не желаем противодействовать успеху англо-французской акции. Мы считаем лишь, что отзыв иностранных волонтеров из Испании должен быть полным и немедленным. Если этот отзыв осуществится под надлежащим контролем и при запрещении посылки в будущем в Испанию других волонтеров, создастся положение, при котором мы готовы, вместе с другими участниками соглашения о невмешательстве, обсудить вопрос о признании генерала Франко воюющей стороной. Как видит посол, наша позиция отнюдь не непреклонна. Мы делаем новый шаг навстречу англо-французскому предложению, хотя заранее убеждены, что итальянцы и немцы не пойдут пи при каких условиях на действительный отзыв своих сил из Испании. Что касается предложения об отзыве волонтеров, осуществляемом определенными очередями и в размере известного процента к общему количеству этих иностранцев с той и другой стороны, то такая система представляется нам неприемлемой по двум соображениям. Во-первых, она не учитывает огромного неравенства между мятежниками и республиканцами в смысле количества иностранных войск с той и другой стороны; во-вторых, как сказано, мы против всякой проволочки в данном вопросе, ибо считаем, что положение в Испании может быть урегулировано лишь немедленным отзывом всех волонтеров.
Посол, несколько раз переспрашивавший меня, дана ли нами Майскому директива, соответствующая изложенной мною позиции, заявил мне в заключение беседы, что, по-видимому, он запоздает со своим сообщением Идену об инструкции нашему делегату в Лондонском комитете. Сегодня Комитет возобновляет свои заседания, и возможно, что т. Майский сегодня же выступит со своим заявлением по поводу предложения английского правительства.
При прощании я предупредил посла, что мы вынуждены будем на некоторое время отсрочить вселение британского военного атташе в освобождающийся дом финской миссии — вследствие необходимости поместить куда-нибудь Кулондра, оказавшегося без крова. Посол отнесся к этому сообщению довольно добродушно.
Потемкин