Запись беседы Временного Поверенного в Делах СССР в Германии с Посланником Ирака в Германии эль-Хусейном. 16 октября 1937 г.
16 октября 1937 г.
Я у иракского посланника принца Зейда эль-Хусейна. Разговор шел об арабских делах. Посланник, между прочим, опровергал появившиеся в немецких газетах сведения о движении войск Ибн-Сауда на Акабу. «Ибн-Сауд никогда не станет ссориться с Англией, от которой зависит все благополучие Геджаса и Неджда». На замирение Палестины в ближайшем будущем он также не рассчитывает. «Англия находится в положении мужа, имеющего двух жен. Обе его не любят, а между собой ссорятся». Он отметил усиление итальянской пропаганды на арабском языке. Говорил об усилении связей между Ираком и Йеменом (многие юноши из Йемена отправляются имамом для обучения в Багдад).
Перейдя к отношениям между Ираком и Германией, посланник посетовал на пренебрежительное отношение Германии к представляемой им стране. Германия не хочет идти ни на какие уступки в вопросе о торговле: за продаваемые Ираку машины, сельскохозяйственные орудия и пр. она хочет получать чистую валюту, отказываясь брать финики. Между тем Ирак вынужден делать закупки в Германии, так как германская продукция более приспособлена к местным условиям и дешевле, чем продукция других стран.
Наряду с этим посланник отметил усиленную активность, развиваемую немцами в Афганистане и Иране. В эти страны непрерывно направляется много летчиков, инженеров и военных. Последовательно гостят в Германии (за немецкий счет) видные афганские сановники (вице-председатель палаты и др.). Директор «Люфтганзы» сообщил посланнику, что уже есть окончательное решение установить регулярную авиалинию Берлин — Кабул через Афины, Дамаск, Багдад и какой-либо из пунктов Ирана (турки по-прежнему отказываются давать инокомпаниям авиатранзит).
О том, какие разговоры вел с немцами иранский министр иностранных дел Самии, посланник не знает. Ему известно лишь, что Самии находится здесь якобы для лечения. Сколь основателен этот предлог, неизвестно.
Посланник говорил о студентах, присылаемых из Багдада на обучение в Германию (а также и в другие европейские страны), иронизировал по поводу нюрнбергского партейтага и «праздника жатвы» и т. п. Он упомянул, что турецкий посол жаловался ему на трения с Германией по торговым вопросам. Германия не дает туркам закупить за вырученные марки те товары, какие туркам необходимы.
Астахов