Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР в НКИД СССР, из Женевы. 21 сентября 1937 г.
Немедленно
21 сентября 1937 г.
На телеграмму от 20 сентября[1]. Нет ничего удивительного в том, что Англия хотела бы спасти от военных действий Шанхай и юг Китая. Не заметно, однако, чтобы ей удавалось убедить в этом Японию. Веллингтон Ку[2] сделал ошибку, поддавшись увещеваниям Англии и Франции и согласившись на передачу дела в Консультативный комитет[3]. Сейчас, когда было уже обращение к Америке, которая согласилась послать в комитет наблюдателя, вряд ли Китай может требовать обратно передачу дела в Совет [Лиги наций]. Англия будет разоблачать себя в комитете, о работе которого пресса все же будет осведомлена.
Крэнборн сегодня предложил в комитет пригласить Японию, Китай, Австралию и Германию. Последняя состояла членом комитета, когда еще была в Лиге. Так как срок для ответов не был назначен, то можно было бы оттянуть следующее заседание комитета до закрытия Ассамблеи. Я поэтому сейчас же предложил дать срок для ответов в три дня. Крэнборн предложил до понедельника. Так как в субботу и воскресенье комитет все равно не заседал бы, то согласились с тем, чтобы председатель был уполномочен, в случае более раннего получения ответов, ускорить созыв.
Англия и Франция несомненно сознают опасность для их интересов победы Японии, но Англия решила не ввязываться ни в какие конфликты до окончания программы вооружений и вообще без Америки не ангажироваться. Франция объята страхом за Индокитай и потому боится задевать Японию. Все так напуганы, что отказывались от председательствования в комитете, которое пришлось поручить Мунтерсу. Французы и англичане уже склоняются к мысли о созыве тихоокеанской конференции, и Англия будет зондировать Америку.
Консультативный комитет состоит из членов Совета, представителей Швейцарии, Чехословакии, Колумбии, Португалии, Венгрии, Канады и Америки[4]. По составу он не намного хуже Совета.
Литвинов
[1] В упоминаемой телеграмме заместителя народного комиссара иностранных дел СССР Б. С. Стомонякова говорилось: «Все имеющиеся у нас сведения не оставляют сомнении в том, что Англия изо всех сил старается локализовать японо-китайский конфликт, стремясь ликвидировать шанхайский фронт и переадресовать японскую агрессию с юга на север, т. е. в конечном счете против СССР. Английские полуофициозные газеты в Пекине и Шанхае открыто ведут пропаганду в этом направления, внушая китайцам мысль о бесполезности большой войны с Японией». «Таким образом, — указывал Стомоняков, — позиция Англии благоприятна для Японии и направлена не только против китайских, но также и против наших интересов». В телеграмме высказывалось мнение о целесообразности рассмотрения жалобы Китая не в Консультативном комитете, а в Совете Лиги наций, «где Англии пришлось бы разоблачить себя перед китайской общественностью».
[2] Гу Вэй-цзюнь, посол Китая во Франции, глава делегации Китая на сессии Лиги наций.
[3] Далее также Комитет 23-х; см. газ. «Известия», 18 сентября 1937 г.
[4] В качестве постоянного члена Совета Лиги наций в состав комитета входил Советский Союз; 16 сентября 1937 г. советской делегации были даны указания принять участие в его работе; в число членов комитета входили также Нидерланды.