Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Китае в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР. 27 августа 1937 г.
Вне очереди
27 августа 1937 г.
Сегодня договорился с Чэнь Ли-фу по вопросу о военных поставках.
1. Сумма кредита — 100 млн. китайских долларов.
2. Договор заключается в английских фунтах.
3. Кредит — шесть лет после поставки, причем на первый год китайское правительство освобождается от платежей, возмещение рассрочивается на пять лет.
4. В счет поставок мы обещаем дать 200 самолетов и 200 танков. Подробная спецификация на эти самолеты, танки и другое вооружение будет согласована с Ян Цзе в Москве[1].
5. Я заявил о том, что мы настаиваем на получении металлов на 3/4 всего кредита и на 1/4 — чая и других потребительских товаров. Китайское правительство обещает дать в ближайшие дни свои соображения, сколько каждого из металлов оно сможет поставить.
6. Подробный договор подписывается в Москве.
7. Председатель комиссии Ян Цзе и его заместитель, известный нам Чжан Чун, вылетают в Сиань сегодня утром. Другие члены делегации уже выехали в Сиань. Китайское правительство просит прислать за ними самолеты в Урумчи. Вся делегация состоит из 18 человек. Во избежание затяжки дела я им выдал визы на въезд. Делегация предполагает быть в Урумчи 29 или 30-го. Считаю состав делегации вполне удовлетворительным.
О генерале Ян Ху-чэне из Парижа Чэнь Ли-фу точно не знает. Полковника Шэня из Берлина действительно предполагалось включить в состав делегации, но, так как Ян Цзе сам будет в Москве, до приезда его не следует давать визы кому-либо. Он является единственным уполномоченным китайского правительства.
8. В ближайшие дни Чэнь Ли-фу даст мне ответ[2], когда они смогут дать нам по нескольку сот тонн олова и сурьмы, как вы сообщили мне телеграммой от 22 августа. Независимо от этого считаю крайне желательным после опубликования пакта прислать в Ганьсу 50 наших истребителей с нашими инструкторами в счет поставок. Это сильно подбодрит китайцев в их борьбе.
9. Чэнь Ли-фу сказал, что он возмущен неосторожностью поведения китайского посольства в Париже, так как сам понимает, что успех дела зависит от сохранения его в тайне.
Богомолов
[1] Переговоры между представителями Народного Комиссариата обороны СССР и китайской военной делегацией во главе с ген. Ян Цзе по всему комплексу вопросов, поставленных китайской стороной, начались в Москве 9 сентября 1937 г. Уже 14 сентября была достигнута договоренность о конкретных поставках Китаю советской военной техники, боеприпасов и снаряжения в счет кредита, который правительство СССР предложило предоставить правительству Китая. По просьбе китайской стороны сроки доставки первой партии самолетов были сокращены до минимума. Так, 22 октября генеральный консул СССР в Урумчи А. Р. Мэнни, информируя НКИД СССР о прибытии группы советских представителей для организации транспортировки через Синьцзян поступающих из СССР самолетов и военных грузов, сообщил о прибытии в тот же день первых самолетов.
Значение советской помощи неоднократно отмечали китайские официальные лица. Так, например, 22 сентября 1937 г. полпред СССР в Китае Д. В. Богомолов передал через НКИД СССР следующую телеграмму Чан Кай-ши в адрес народного комиссара обороны СССР К. Е. Ворошилова: «Прошу принять мою горячую благодарность за сердечный прием, оказанный генералу Ян Цзе и его миссии, и мою искреннюю признательность за Ваше любезное содействие в получении нами самолетов, персонала и вооружения. Я надеюсь, что Советская Россия и Китай будут едины в поддержании мира на Дальнем Востоке и во всем мире и что наша дружба будет закреплена этой общей целью». Во время беседы с народным комиссаром иностранных дел 20 ноября 1937 г. посол Китая в СССР Цзян Тин-фу, как видно из записи беседы, еще раз подчеркнул глубокое удовлетворение главы китайской военной миссии итогами переговоров в Москве и размерами предоставленной Китаю помощи.
В отличие от обычной практики, существующей в отношениях между государствами, поставки советской военной техники в Китай начались за несколько месяцев до оформления сторонами соглашения о кредите; первое соглашение об условиях реализации кредита на сумму 50 млн. ам. долл., предоставленного правительством СССР правительству Китая, было подписано 1 марта 1938 г. К тому времени в Китай было отправлено 282 самолета.
Более подробно о характере и размерах помощи СССР Китаю в укреплении обороноспособности см. А. Я. Калягин. По незнакомым дорогам, М., 1969.
[2] 31 августа 1937 г. Д. В. Богомолов телеграфировал в НКИД СССР: «Чэнь Ли-фу сообщил мне, что китайское правительство готово немедленно послать нам 100 т чистого олова (в болванках) и 300 т сурьмы (руды)».