Запись беседы Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР с Послом Китая в СССР Цзян Тин-фу. 25 августа 1937 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1937.08.25
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Т. 20. Январь – декабрь 1937 г. / Министерство иностранных дел СССР; - М.: Политиздат, 1976., стр. 478-479.

25 августа 1937 г.

Я пригласил китайского посла для передачи ему ответа правительства СССР[1] на сообщение о решении правительства Китая внести в Лигу наций вопрос о китайско-японском конфликте и о просьбе этого правительства уведомить его, может ли оно рассчитывать на поддержку СССР при обсуждении в Лиге указанного вопроса.

Узнав от меня, что советская делегация поддержит Китай при рассмотрении китайско-японского конфликта, посол выразил мне признательность, говоря, что мое сообщение является для него большой радостью. Сегодня же он передаст в Нанкин его содержание.

Вслед за тем посол осведомился у меня, известно ли мне, что в Москве уже дней пять находится Шэнь Дэ-ши, прибывший из Парижа и уполномоченный на переговоры с нами о поставке для Китая самолетов.

Я ответил послу, что мне известно о предстоящем в ближайшие дни выезде в СССР из Китая авторитетной делегации с помощником начальника генштаба во главе для конкретных переговоров по тому же предмету. Что касается Шэнь Дэ-ши, то мы не имеем никаких сообщений из Нанкина о возложенном на него поручении, о котором говорит посол.

Посол ответил, что Шэнь Дэ-ши входит в состав упомянутой мною делегации. В ближайшие дни полномочия его будут официально подтверждены.

На прощанье я спросил у посла, как оценивает он шансы своего правительства в борьбе с Японией. Посол ответил, что в районе Шанхая действуют отборные силы китайской армии. Здесь японцы уже встретили самое решительное сопротивление. Труднее обстоит дело на Севере. Операции в этом районе осложняются для национальных войск отдаленностью последних от основных баз и разрушением всех мостов на Желтой реке[2]. Тем не менее посол убежден, что национальное движение, организующееся вокруг гоминьдана, одержит победу над японскими захватчиками. Впечатление посла таково, что и международное общественное мнение склоняется в пользу Китая. В частности, как будто в том же направлении несколько меняется и позиция Англии.

Потемкин


[1] Китайскому послу было заявлено следующее: «Принципиальная позиция СССР в отношении агрессора общеизвестна. Советское правительство не уклоняется от выполнения обязательств, налагаемых на него Уставом Лиги наций. При обсуждении в Лиге вопроса о китайско-японском конфликте правительство Китая может рассчитывать на дружественную поддержку советской делегации».

Продолжая возлагать надежды на посредничество Англии и США, китайское правительство не проявляло решимости потребовать от Лиги наций принятия эффективных мер для прекращения японской агрессии. Находившийся в Женеве народный комиссар иностранных дел СССР в телеграмме от 16 сентября 1937 г. отметил: «Веллингтон Ку (Гу Вэй-цзюнь, посол Китая по Франции, глава китайской делегации на сессии Лиги наций. — Ред.) в Ассамблее выставил очень скромное требование, а в Совете он сам предложил передать немедленно вопрос из Совета в Консультативный комитет, оставив, однако, за собой право в случае надобности вновь поднять вопрос в Совете. Англичане и французы очень довольны, избавившись пока от китайского вопроса». Министр иностранных дел Китая Ван Чун-хой, информируя 18 сентября советского полпреда об обращении Китая в Лигу наций, также выразил надежду, что вопрос будет передан в Комиссию, созданную еще в 1933 г. (имеется в виду Консультативный комитет Лиги наций — Ред.). Китайское правительство в этом заинтересовано, так как надеется, что в этом случае и Америка будет иметь в Комиссии своего наблюдателя».

[2] Хуанхэ.