Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Китае Д. В. Богомолову. 31 июля 1937 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Датировка: 
1937.07.31
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Т. 20. Январь – декабрь 1937 г. / Министерство иностранных дел СССР; - М.: Политиздат, 1976., стр. 430.

Вне очереди

31 июля 1937 г.

Инстанция подтвердила прежние предложения, сделанные Нанкину. Для заключения пакта о взаимной помощи момент ныне менее подходящий, чем раньше, ибо такой пакт означал бы наше немедленное объявление войны Японии. Поставки оружия готовы увеличить до 100 млн. китайских долл. с доставкой в течение года. Что же касается сроков и условий расплаты, то остается в силе прежнее предложение без изменений. В счет поставок можем дать 200 самолетов со снаряжением и 200 танков. Хотели бы послать в Нанкин небольшую группу людей для ознакомления с военными нуждами Китая. Готовы принять для обучения китайских летчиков и танкистов. Непременным условием военных поставок является предварительное заключение пакта о ненападении[1].

На телеграмму от 29 июля[2]. Китайских офицеров готовы пропустить транзитом в Маньчжурию.

Литвинов


[1] 1 августа 1937 г. состоялась беседа народного комиссара иностранных дел СССР с послом Китая в СССР Цзян Тин-фу, во время которой до сведения посла было доведено решение Советского правительства относительно оказания помощи Китаю.

В свою очередь Цзян Тин-фу, как отметил нарком в записи беседы, «конфиденциально сообщил мне, что германское и итальянское посольства передали ему через третьих лиц, что дальнейшая экспансия Японии в Китае противоречит торговым интересам Германии, а потому последняя не очень сочувствует такой акции, но что в случае выступления СССР на стороне Китая Германия и Италия должны будут поддержать Японию». 2 августа М. М. Литвинов информировал об этой беседе полпредов СССР в Китае, Великобритании, США и Франции. 7 августа полпред СССР в Германии К. К. Юренев телеграфировал в НКИД СССР о своей беседе с послом Франции в Германии Франсуа-Понсе, который рассказал о сделанном ему послом Японии в Германии Мусякодзи сообщении, что «германское и итальянское правительства заверили японское правительство, что в случае нашего вмешательства в дальневосточный конфликт (на стороне Китая) названные правительства выступят против нас».

[2] В телеграмме в НКИД СССР от 29 июля 1937 г., копия которой была направлена в Шанхай временно находившемуся там Д. В. Богомолову, первый секретарь полпредства СССР в Китае Г. М. Меламед сообщал: «Заведующий международным отделом МИД Лин Чжи-фу сегодня явился ко мне по поручению Ван Чун-хоя со следующей просьбой: срочно получить разрешение Советского правительства на пропуск во Владивосток, а затем через нашу Границу в Маньчжурию 20 офицеров высшего командного состава для руководства партизанской войной».