Запись беседы Полномочного Представителя СССР в Германии с заведующим Политическим отделом Министерства Иностранных Дел Германии Вейцзекером. 30 июля 1937 г.

Реквизиты
Датировка: 
1937.07.30
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Т. 20. Январь – декабрь 1937 г. / Министерство иностранных дел СССР; - М.: Политиздат, 1976., стр. 429-430.

30 июля 1937 г.

У меня Вейцзекер. Сразу же заговорил об испанских делах. Начал сетовать по поводу нашей неуступчивости в вопросе «о воюющих сторонах». Указывал, что мы тормозим работу держав, направленную к «невмешательству» и окончанию войны. Что касается Германии, то она желает только одного — как бы поскорее уйти от испанских дел, в коих заинтересованы главным образом Англия, Италия и Франция. Я взял под сомнение поспешность Германии и иронизировал над упреками [в отношении] нас в торможении организации дела невмешательства.

Вейцзекер, между прочим, сказал, что в Испании больше заинтересована Италия. На это я заметил, что активно функционирует в этой стране ось Рим — Берлин, причем между партнерами, говоря откровенно, нет большого взаимного доверия в делах европейской политики.

На это Вейцзекер ответил мне, что еще меньше взаимного доверия у оси «Берлин — Москва». Я, рассмеявшись, сказал, что оси-то никакой нет, а имеются создавшиеся не по нашему почину совершенно ненормальные отношения. В ответ на это Вейцзекер выразил сожаление по поводу их нынешнего состояния и спросил, как я оцениваю теперешний тон германской прессы в отношении нас. Я сказал, что он несколько лучше по сравнению с тем, что было совсем недавно, но что, конечно, явно неудовлетворителен. В ответ на это Вейцзекер заявил, что мы можем быть уверены в том, что «прошлое не повторится» (под прошлым он подразумевал открытую кампанию вражды против нас).

Вообще моему собеседнику кажется, что с моим приездом сюда общая атмосфера в наших отношениях несколько улучшилась. Я ответил, что будущее покажет, насколько его оптимистическая оценка верна. К этому я добавил, что, как известно, мы являемся сторонниками создания нормальных отношений с Германией и не против хороших. Однако для этого необходимо, чтобы германское правительство прониклось сознанием необходимости конкретного пересмотра своей нынешней политики в отношении нас. Вейцзекер сказал, что, во всяком случае, аусамт[1] был и остается сторонником улучшения отношений.

Стоит отметить заявление Вейцзекера о том, что французы за последние две недели переправляют в Испанию огромные массы вооружений, снарядов и т. д. Германское правительство имеет об этом точные сведения, но не публикует их, не желая обострять отношения с Францией.

К. Юренев


[1] - министерство иностранных дел (нем.).