Письмо Полномочного Представителя СССР в Финляндии Народному Комиссару Иностранных Дел СССР М. М. Литвинову. 30 июля 1937 г.
30 июля 1937 г.
Многоуважаемый Максим Максимович,
Считаю необходимым отдельным письмом высказать некоторые соображения по поводу складывающегося на севере Финляндии военно-стратегического положения.
Несколькими письмами я обращал внимание Наркоминдела на активную работу финнов по освоению полученной ими от нас в 1920 г. по Юрьевскому мирному договору Печенгской области (Петсамо). Я указывал, что финны проложили хорошую автодорогу от Рованиеми у Полярного круга до Печенгского фиорда на Баренцевом море, которую можно эксплуатировать как зимой, так и летом. Дорога приспособлена для обслуживания туристов. Производятся работы по расширению незамерзающего порта Линахамари на фиорде. Район усиленно заселяется, не в последнюю очередь махровыми лапуасцами. Фактическим диктатором до недавнего времени на Печенге был лапуасский генерал Валлениус, изображавший директора Печенгской рыболовецкой компании. С мая этого года север Финляндии выделен в административном отношении в Лапландскую губернию. Русское население и лопари Печенги усиленно финнизируются. Беря с нас пример, финны ведут работы по геологической разведке.
Обнаруженные никелевые месторождения в 1935 г. были сданы в концессию мировому англо-канадскому концерну, который их в силу слабого спроса до поры до времени не разрабатывал. Теперь положение изменилось. Ввиду возросшего спроса на никель англичане ускоренно налаживают разработку. На самой нашей границе работает уже до 600 человек. Говорят, что это финны, русские и лопари, но проверить мне этого не удалось. Проложены штольни. Англичане еще не решили вопрос, вывозить ли руду или концентрат. В первом случае они построят в Трифоновом заливе на Печенгском фиорде свой порт, во втором — могут доставлять концентрат на автомашинах в порт Линахамари. Во всяком случае, теперь уже ясно, что англичане основательно заинтересованы в Печенге и накрепко и надолго засядут по соседству с Мурманском. Недавний визит ко мне английского посланника, о чем я телеграфировал, показал, что англичане сильно встревожены тем, что немцы собираются осесть на Печенге рядом с ними.
Если недавно еще считалось, что англичан на Севере больше всего интересует возможность получения шведского железа через норвежский порт Нарвик (экспорт через Ботнический залив во время войны несомненно будет невозможен), то теперь ясно, что финляндский никель тоже начинает играть роль и англичанам приходится думать о двух точках на Севере.
Активность немцев на норвежском побережье хорошо известна. Также и их надежды на Аландские острова. Недавняя поездка Бломберга сильно переполошила норвежцев, шведов и даже финнов. Сейчас немцы хотят получить доступ на Печенгу путем приобретения участия в Печенгской рыболовецкой компании, аренды островов или участков на побережье. Холсти говорил Вам в Москве об отклоненной финнами претензии немцев на постройку завода рыбной муки. Недавно финская аграрная газета возмущалась по поводу нахождения германских туристов на о. Хейнясенсаари (Сенной остров), запирающем вход в Печенгский фиорд. Германские дипломаты, журналисты, туристы и просто шпионы облюбовали Печенгскую область и весь север Финляндии. Их там в этом году необычайно много. По словам английского посланника, они шпионят и на никелевой концессии.
Заменяющий Холсти министр Войонмаа в разговоре со мной не отрицал всю эту германскую активность на Севере, но заверял, что все притязания немцев на аренду участков и участие в рыболовецкой компании финляндским правительством отклоняются. Оно, мол, помнит о своих обязательствах по Юрьевскому договору и понимает, сколь опасно для нее накопление там конфликтного материала, оно также знает о желании Германии создать трудности Мурманску и нашей заинтересованности в морских путях вокруг Норвегии. Кроме того, Финляндия сама намерена в случае европейской войны использовать этот свой единственный тогда выход в мир.
Хотя сегодня нет признаков, указывающих на нарушение Финляндией ст. 6 Юрьевского договора, запрещающей милитаризацию Печенги и побережья Ледовитого океана, нам все же приходится внимательно следить за происходящим на Севере.
Сегодня уже мы имеем столкновение интересов СССР, Англии и Германии на севере Финляндии и Норвегии. Пока что для нас в тактическом смысле наличие английских интересов благоприятно. Об этом свидетельствует хотя бы обращение ко мне английского посланника за поддержкой в этом вопросе. Это не всегда останется так. Наличие английских интересов на Печенге в будущем может оказаться для нас неприятным.
По газетным данным, Норвегия фаталистически относится к проблеме своего Севера, Швеция — двурушнически. Финляндия пока отклоняет притязания Германии, но в случае военного конфликта, возможно, даст ей там осесть. Пока что финляндское правительство, видимо, очень озабочено. Войонмаа заговорил со мной о своей надежде на урегулирование всего комплекса вопросов Севера международным соглашением. В этой части я разговора не поддержал, так как считаю, что нас такая инициатива, да еще с привлечением Германии, не устраивает.
С товарищеским приветом
Полпред СССР в Финляндии
Асмус