Письмо Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Китае Д. В. Богомолову. 29 июля 1937 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1937.07.29
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Т. 20. Январь – декабрь 1937 г. / Министерство иностранных дел СССР; - М.: Политиздат, 1976., стр. 413-414.

29 июля 1937 г.

Уважаемый товарищ,

Я собирался продиктовать Вам сегодня политическое письмо в связи с событиями, которые развернулись в Северном Китае, но нас вызвали в Кремль, где как раз обсуждались Ваши сообщения о последних предложениях китайского правительства. Я, таким образом, лишен возможности выполнить свое намерение и ограничиваюсь лишь небольшим письмом.

1. Хотя, судя по всем сведениям, Англия встревожена японской агрессией в Северном Китае, я убежден, что она несет значительную ответственность за эту агрессию. За последние месяцы, и в особенности после падения прошлогоднего кабинета Хирота, Япония взяла значительно более умеренный курс в отношении Китая. Если тем не менее она теперь решилась использовать сложившееся для нее благоприятное международное положение, особенно создавшееся в Европе в связи с испанскими событиями напряжение, то, я думаю, она сделала это потому, что в переговорах с английским правительством в Лондоне[1] она почерпнула убеждение, что Англия не окажет сопротивления ее новой агрессин в Северном Китае[2]. Это подтверждается реагированием английской консервативной прессы и официальных лиц, вплоть до Идена, на события в Северном Китае вплоть до последних дней. Очевидно, однако, сами англичане не ожидали того размаха событий, который выявился лишь за самые последние дни. Таким образом, я думаю, что замечаемая за последние два дня тревога в Англии вызвана не столько новым этапом японской агрессин в Северном Китае, сколько ее неожиданно большими размерами.

2. США и Франция хотя и взволнованы событиями в Северном Китае, но, кроме платонических жестов, избегающих сколько-нибудь серьезно задеть Японию, в настоящее время ни на что не пойдут.

3. Поведение держав, и в особенности Англии, может, конечно, претерпеть серьезное изменение после захвата Японией Пекина и Тяньцзиня.

4. Заслуживает внимания наблюдающаяся в Берлине тревога в связи с северокитайскими событиями. Она, конечно, вызвана исключительно тем, что Германия опасается того, как бы Япония не связала себе руки в Китае и тем самым не потеряла на некоторое время своей ценности как союзник для Германии.

5. Получаемая от Вас в связи с событиями информация совершенно недостаточна. Кроме телеграмм ТАСС, мы, собственно говоря, не имеем от Вас по телеграфу никаких сообщений, которые помогли бы нам ориентироваться в создающейся в Китае исключительно важной и вместе с тем сложной ситуации.

Я знаю, что у Вас мало работников, но все-таки прошу Вас, ввиду чрезвычайного характера наступивших событий, мобилизовать все имеющиеся у Вас силы и снабжать нас большей информацией.

Каждой почтой прошу, в частности, присылать материалы, характеризующие внутреннее положение в Китае, в особенности материалы, иллюстрирующие мобилизацию китайской общественности на борьбу с Японией.

Зам. Наркома

Б. Стомоняков


[1] См. газ. «Известия», 26 июня 1937 г.

[2] Останавливаясь на этом вопросе в письме полпреду СССР в Японии М. М. Славуцкому от 28 сентября 1937 г., Б. С. Стомоняков отмечал: «Мы точно осведомлены о том, что Япония, перед тем как прибегнуть к новым военным действиям в Китае, а также и после этого делала и делает большие усилия, чтобы смягчить свои отношения с Англией и договориться с нею по ряду спорных вопросов, включая и вопрос о разделе сфер влияния в Китае. После начала военных действий официальные переговоры в Лондоне были прекращены, однако неофициальные разговоры продолжались. Попыткам договориться содействовали и содействуют те круги консерваторов, которые являются сторонниками необходимости договориться во что бы ни стало с фашистскими государствами, не останавливаясь даже перед более или менее серьезными уступками за счет империалистических интересов Великобритании».