Письмо Полномочного Представителя СССР в Чехословакии Народному Комиссару Иностранных Дел СССР М. М. Литвинову. 30 июня 1937 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Датировка: 
1937.06.30
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Т. 20. Январь – декабрь 1937 г. / Министерство иностранных дел СССР; - М.: Политиздат, 1976., стр. 347-348.

30 июня 1937 г.

Многоуважаемый Максим Максимович,

На приеме у Годжи 25-го сего месяца присутствовал Бенеш. Когда я подошел к стоявшим вместе Годже и Бенешу, то последний сразу заявил мне, что в понедельник (28 июня) он позовет меня к себе для разговора. Это исключило для меня возможность тут же ставить какие-нибудь вопросы ему или Годже. Однако названный Бенешем срок прошел, но он меня еще не позвал, и поэтому мне нечего сообщить Вам из таких первоисточников, как Бенеш и Годжа.

Что касается других источников, то из записей разговоров с ними Вы, вероятно, вынесете впечатление, что Чехословакия была в последние дни довольно сильно взволнована опасениями новых попыток со стороны Англии найти общий язык с Германией[1]. Опасения эти после выступления Идена в парламенте в значительной мере рассеялись. Однако Чехословакию продолжает сильно тревожить один момент, не подлежащий сомнению. Факт тот, что Англия действительно рекомендовала Чехословакии пойти на уступки партии Генлейна в таком размере, который является совершенно неприемлемым для Бенеша, но на который склонна была бы пойти основная коалиционная партия — аграрная. Когда чехи говорят на эту тему, их почти в одинаковой мере волнует эта английская рекомендация и по внешнеполитическим соображениям, и по внутренним соображениям. Люди бенешевского толка правильно усматривают в этом усиление позиций аграрной партии, которая уже сейчас подготовляется дать бой бенешевским группировкам осенью на предстоящих выборах в городские самоуправления, а в зависимости от них, может быть, и бой в парламенте и за дальнейшее укрепление своих позиций в правительстве. Нет нужды доказывать то, что и для нас усиление аграриев обозначало бы ухудшение взаимоотношений с Чехословакией. Пока дальнейшие выводы и предположения были бы преждевременны.

С товарищеским приветом

Полпред СССР в Чехословакии

С. Александровский


[1] Имеются в виду беседы С. С. Александровского с министром иностранных дел Чехословакии Крофтой и заведующим архивом МИД Папоушеком, состоявшиеся 21 июня 1937 г.

«Я был у Крофты, — говорится в записи беседы, — так сказать, с информационными целями. Крофта сразу заговорил о новой германской кампании против Чехословакии, которая его беспокоит лишь постольку, поскольку одновременно Крофта наблюдает определенный сдвиг в поведении Англии в Средней Европе. Крофта подробно рассказывал о том, что в Англии снова стали прислушиваться к голосу Генлейна. Английский посланник в Праге, явно по поручению своего правительства, продолжительно беседовал с Крофтой на ту тему, что Чехословакии следовало бы урегулировать свои взаимоотношения с немецким национальным меньшинством в лице Генлейна и его партии. Посланник пытался при этом аргументировать аналогией в вопросе английско-ирландских взаимоотношений. Англия, дескать, много напортила себе слишком большой непримиримостью в ирландском вопросе и лишь усилила в свое время синфейнеров своим сопротивлением «минимуму национальных свобод». Англия рекомендовала бы Чехословакии не повторять ее ошибок и «помириться» с минимумом немецких требований к Чехословакии.

Увязывая этот частный вопрос с общеевропейской ситуацией, Крофта говорил, что не только эта аналогия никуда не годится сама по себе, но она и не искренна, ибо дело идет совсем о других руководящих мотивах этих английских советов. Крофта считает, что сейчас Англия снова пытается найти общий язык с Германией. Английский посланник якобы достаточно ясно сказал ему, что генлейновский вопрос необходимо устранить, ибо он является препятствием для разговора с Германией. Крофта считает, что Англия не выдаст Чехословакию Германии ради своих собственных интересов. Но Англия хотела бы, чтобы Чехословакия не служила препятствием для английских попыток сговора с Германией».

Папоушек, высказав аналогичные мысли, резюмировал, что «Англия снова пытается договориться с Германией и одновременно ослабить, если не разрушить, ось Берлин — Рим путем изоляции Италии, ставшей слишком опасной в смысле угрозы английским путям в Индию. Для этого Англия готова была бы устранить «главное препятствие» для соглашения с Германией, а именно договоры о взаимной помощи между СССР, Францией и Чехословакией».