Из журнала заседания Нефтяной секции Особого совещания по топливу о необходимости сооружения второго нефтепровода
Из журнала заседания Нефтяной секции Особого совещания по топливу о необходимости сооружения второго нефтепровода Грозный—Петровск для разгрузки грозненских промыслов от нефтепродуктов[1].
14 июля 1917 г.
Председатель доложил, что сооружение второго нефтепровода Грозный— Петровск было признано желательным в заседаниях ее 25 ноября пр. г. и 7 февраля с. г.[2], тогда в секции отмечались затруднения циркуляции нефтяных грузов, недостаточность имеющихся транспортных средств, перегруженность пропускной способности нефтепровода Грозный—Петровск и заполнение нефтяных складов в Грозном непрерывно возраставшей добычей. Выяснилось, однако, что на пути к осуществлению этого чрезвычайной важности мероприятия встречаются большие затруднения главным образом из-за недостатка металла, коего на сооружение только самого нефтепровода требуется до 500 тыс. пуд. и 250 тыс. пуд. на сооружение хранилищ для сохранения перекачиваемого продукта. Командированному в Грозный ннж. В. К. Борисевичу в числе других поручений было предложено ознакомиться с положением сего дела на месте.
В настоящее время вопрос о сооружении нефтепровода принял более острую форму: помощник кавказского уполномоченного инж. Турьян доносит, что «Грозный затопляется нефтью, которую некуда поместить за отсутствием свободных хранилищ и недостатком транспортных средств, вследствие этого грозненские нефтепромышленники, преимущественно нового района, прекратили эксплуатацию более 30 скважин, в том числе заглушили до семи действующих фонтанов с суточным дебетом более -300 тыс. пуд. нефти, из которой более 1/3 беспарафинистой», к сему инж. Турьян добавляет, что указанное «ненормальное положение грозит вызвать волнение среди рабочих, что может повлечь приостановку действия промыслов»[3].
Ссылаясь затем на постановления местных общественных организаций просить о выдаче срочного разрешения Никополь-Мариупольскому заводу на изготовление, сверх общих норм прокатки, 400 тыс. пуд. труб, по 50 тыс. пуд. ежемесячно, каковые были заказаны сему заводу Об-вом Терско-Каспийского нефтепровода, выполняющему работу по сооружению второго нефтепровода, инж. Турьян замечает, что в случае такового разрешения сооружение указанного нефтепровода может быть окончено к весне будущего года.
При последовавшем обмене мнений инж. И. А. Дробный от имени Нефтяной секции Совета съездов представителей промышленности и торговли доложил, что Нефтяная секция, сознавая всю важность скорейшего сооружения второго грозненского нефтепровода, тем не менее пришла к заключению, что сооружение это, сопряженное с отвлечением на это дело значительного количества железа, может затруднить тяжелое положение нефтяной промышленности и вызвать дальнейшее сокращение бурения.
Далее инж. Дробный пояснил, что в программу ежемесячных требований на металл каждый раз включается потребность металла для сооружения второго грозненского нефтепровода. Однако большинство требований остаются вовсе не удовлетворенными. К тому же недоставка металла дошла до того, что Бакинскому Совету съездов приходится сокращать новое бурение.
Некоторые члены секции, отмечая, что хотя необходимость сооружения сего нефтепровода и не вызывает никаких сомнений и что разрешение вопроса зависит [от того], насколько было бы целесообразным для данного момента отвлечь для сей цели 750 тыс. пуд. железа от других насущных нужд нефтяной промышленности, высказались за желательность дальнейшего обсуждения сего вопроса в одном из ближайших заседаний секции, по ознакомлению с докладом инж. В. К. Борисевича о результатах его командирования в Грозный[4].
Постановлено: обсуждение сего вопроса отложить на одно из ближайших заседаний секции, по ознакомлении с докладом инж. В. К. Борисевича.
[1] См. док. № 369.
[2] Вопрос о постройке второго нефтепровода от Грозного до Петровска возбуждался в годы войны неоднократно. В конце 1916 г. нефтепромышленник С. Г. Лиа-нозов направил в Особое совещание по обороне ходатайство об отпуске ему необходимого металла для постройки второго нефтепровода, однако председатель Особого совещания по обороне это ходатайство отклонил (ЦГВИА, ф. 369, оп. 15, д. 14, л. 7).
[3] См. док. № 361.
[4] В деле не имеется.