Письмо Полномочного Представителя СССР в Дании Народному Комиссару Иностранных Дел СССР М. М. Литвинову. 7 июня 1937 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1937.06.07
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Т. 20. Январь – декабрь 1937 г. / Министерство иностранных дел СССР; - М.: Политиздат, 1976., стр. 288-291.

7 июня 1937 г.

Уважаемый Максим Максимович,

1. Мунк вчера вернулся из Женевы, по дороге 4 и 5 июня побывав в Берлине, где он говорил с Нейратом и Шахтом. Судя по его интервью сотруднику «Политикена», разговоры эти коснулись датско-германской торговли, обновленной Ослоской конвенции и скандинавского предложения о взаимном опубликовании военных бюджетов и о торговле оружием, также был затронут вопрос о защите скандинавских пароходов в испанских водах.

Германская пресса встретила Мунка, можно сказать, приветствиями, особенно похвалив его за непоколебимый нейтралитет. Орган Мунка «Политикен» ответил на любезность любезностью, подчеркнув, что Германия — единственная страна, которая не старается втянуть Данию в какую-либо политическую комбинацию и ценит ее нейтралитет.

Вот все, что пока можно сказать про визит Мунка в Берлин. Конечно, этот визит нужно рассматривать в связи с рядом других выступлений скандинавов на международные темы.

Из событий этого порядка нужно отметить поездку Стаунинга в 20-х числах мая в Стокгольм на подготовительное совещание к предстоящей в будущем году скандинавской межпарламентарной конференции. Стаунинг поехал не один, а в качестве председателя целой делегации, причем заместителем председателя был один из вождей оппозиционной партии Венстре д-р Краг. Этот последний сделал журналистам заявление, в котором он хотя и высказывается скептически о возможностях заключения скандинавского оборонительного союза, однако выражает мнение, что «в этой области так много общих интересов, что должны бы произойти переговоры между Данией и Швецией, причем общей проблемой мог бы быть, например, вопрос о Балтийском море и о входе в него».

С другой стороны, Стаунинг вчера говорил на рабочем собрании в Нарвике (Норвегия), выдвигая, не в первый раз уже, свою идею о совместной работе Скандинавских стран в культурной области. Он заявил при этом, что Скандинавские страны «никогда не должны быть братьями по оружию против кого-либо другого», что «их совместные усилия должны быть направлены только к сохранению международного мира» и что «они не должны следовать дурным примерам и создавать союзы политического характера, направленные против кого бы то ни было вне круга Скандинавских стран».

Все это прекрасно иллюстрирует ту борьбу двух тенденций, о которой пишет т. Потемкин, а также и близость Дании к прогерманской тенденции из этих двух.

2. Во внутренней политике Дании доминирующее положение начинает занимать вопрос о помощи сельскому хозяйству, о тяжелом положении которого я уже писал. В социал-демократической интерпретации это звучит как необходимость «союза рабочих и крестьян», причем в пример прежде всего берется Швеция.

На происходившем в Копенгагене с 25 мая генеральном собрании центрального профсоюзного объединения Стаунинг сделал большой доклад, в котором, приводя массу цифр, доказывал рабочим абсолютную необходимость того, чтобы они не были «односторонними», чтобы они смотрели на себя как на часть общества, чтобы они поняли свою глубокую заинтересованность в судьбах датского сельского хозяйства. В этой же речи Стаунинг решительно предостерегал против опасности более или менее крупных приостановок работы промышленности вследствие конфликтов между рабочими и работодателями: при остановке крупных отраслей промышленности приостановится и импорт сырья из-за границы, а вследствие этого приостановится и экспорт датских сельхозтоваров и пострадают торговые договоры. Исходя из этого, Стаунинг рекомендовал профсоюзам вступить в переговоры с союзом работодателей в целях нахождения общего способа улаживать конфликты в промышленности, не доводя до стачек и локаутов. Дело тут в том, что председатель союза работодателей инженер Юлиус Мадсен недавно предложил создание по договоренности с профсоюзами «свободного арбитража». Стаунинг прямо не высказался за предложение Мадсена, т. е. за создание постоянного арбитража (который, конечно, был бы не «свободным», а принудительным), но был понят как сторонник такого арбитража. С другой стороны, едва ли среди профсоюзников, так или иначе вынужденных прислушиваться к голосу рабочих, это дело пройдет гладко. Председатель профсоюзного центра Кристиан Енсен решительно высказался против арбитража, а так как Стаунинг высказался достаточно двусмысленно, то начались «толкования» его слов.

Все это имеет и другую сторону: хотя в прессе и в публичных выступлениях социал-демократы и Венстре ведут довольно оживленную полемику между собою, причем социал-демократы обращаются прямо к крестьянам, призывая их вступить в союз с рабочими через голову Венстре, все это очень похоже на поиски какого-то взаимного контакта, договоренности между социал-демократами и Венстре.

Тут нельзя не отметить, что Стаунинг, выступая 30 мая на рабочем празднике в Хадсунде и говоря о мерах помощи сельскому хозяйству, прямо заявил, что при принятии мер к урегулированию сельхоззадолженности не должны быть нарушены интересы тех, кто вложил деньги в облигации сельских кредитных товариществ. С другой стороны, бывший премьер, член Венстре Мадсен-Мюгдаль на собрании окружной организации Венстре в Оденсе 1 июня хотя и нападал на правительство, но солидаризировался со словами Стаунинга в его речи на генеральном собрании профсоюзного центра о значении согласования интересов всех отраслей народного хозяйства. Мадсен-Мюгдаль нашел тут у Стаунинга «совершенно новый тон», приветствовал Стаунинга по этому поводу и даже охарактеризовал его речь как «венстровую». Однако Мадсен-Мюгдаль подчеркнул в своей речи недостаточность мер по снижению сельхоззадолженности и необходимость повышения рентабельности сельского хозяйства, т. е. повышения цен на сельхозтовары на внутреннем рынке. Словом, идет торг, и если будет достигнуто соглашение, то, конечно, за счет рабочего класса прежде всего и за счет городского потребителя вообще, при этом рабочие будут по крайней мере сильно ограничены (арбитраж?) в возможности применить стачку для защиты своей реальной зарплаты. Номинальная зарплата, как я уже писал, фиксирована уже в ряде отраслей промышленности приданием силы закона предложению посредника весной этого года.

3. Безработных на конец мая было 73 379 человек, что приблизительно на 8 тыс. больше, чем в прошлом году в то же время.

4. Военный закон прошел и через ландстинг 5 мая.

5. Считаю необходимым поставить вопрос о посылке нам в полпредство телеграмм ТАСС в те моменты, когда особенно разгорается кампания лжи и клеветы об СССР. Здешние газеты очень сильно пользуются Дейчес Нахрихтенбюро, получая его телеграммы через датское агентство Рицаубюро. Сплошь да рядом обращаются со стороны с допросами в полпредство, а мы вынуждены ждать три дня получения наших газет.

Недавно я говорил с Рицау, возглавляющим это бюро. Он жалуется на длину телеграмм ТАСС, которая мешает, по его словам, их использованию газетами, кроме того, телеграммы ТАСС из-за своей длины иногда не передаются сразу и запаздывают, после чего попадают в редакционную корзину. Это, конечно, далеко и далеко не вся правда о том, почему датские газеты мало пользуются телеграммами ТАСС, но думаю, что известные основания заявление Рицау имеет.

6. На место Энгеля[1], очевидно, вскоре поедет Болт-Иоргенсен, заведовавший отделом администрации и протокола в МИД. Это будет его первый пост министра. Жена его — урожденная американка. Сам он довольно бесцветный человек. Отношения у нас с четой Болт-Иоргенсенов все время были вполне хорошие.

С товарищеским приветом

Полпред СССР в Дании

Тихменев



[1] Посланник Дании в СССР.