Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Турции в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР. 2 июня 1937 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1937.06.02
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Т. 20. Январь – декабрь 1937 г. / Министерство иностранных дел СССР; - М.: Политиздат, 1976., стр. 286-287.

2 июня 1937 г.

1. Ататюрк в начале беседы стремился доказать мне, что между нами не было никаких разногласий и все основано на недоразумении. Я изложил наше отношение к турецкой политике последнего времени. Ататюрк заверял в желании турецкого правительства к дальнейшему развитию отношений и сотрудничества, выразил полное удовлетворение объяснениями, которые имел Литвинов с Иненю. Мы пришли к выводу, что в наших отношениях необходима полная откровенность. Я сказал, что в случае каких-либо неясностей хотел бы иметь возможность обращаться к нему лично, с чем он с готовностью согласился.

2. Иненю заявил, что Турция считает необходимым сотрудничество с нами на принципах Лиги наций и коллективной безопасности и что она совершенно не сочувствует агрессивным государствам и не намерена их в какой бы то ни было степени поощрять.

3. Ататюрк, равно как Иненю и Сараджоглу, выразил большое удовлетворение разрешением санджакского вопроса. В подобном же духе выступает пресса. Однако Иненю подчеркнул необходимость лояльного выполнения заключенного соглашения. Он не сомневается в доброй воле французского правительства, но опасается действий местных французских агентов и сирийцев. По непроверенным сведениям, сирийский парламент протестует против соглашения. Я выразил надежду, что вопрос кончен и что новых осложнений не будет. Иненю уверял в желании турецкого правительства серьезно улучшить отношения с Францией и сообщил о положительном впечатлении, вынесенном из встречи с представителями французского правительства,

4. Иненю отрицал ослабление Балканской Антанты и в качестве доказательства сообщил, что Югославия по поручению других членов Балканской Антанты сделала серьезный демарш в Софии по поводу ревизионистских демонстраций, имевших место в Болгарии 4 мая.

5. Ататюрк и все мои собеседники заявляли, что они рассчитывают, что поездка Араса окончательно рассеет наши сомнения в отношении турецкой политики, причем Иненю подчеркнул, что он просил Литвинова уточнить визит с таким расчетом, чтобы Арас мог застать в Москве всех руководителей Советского правительства. Последнему обстоятельству турки придают особое значение. Сараджоглу сообщил, что, по-видимому, Шюкрю Кая будет сопровождать Араса. Считал бы желательным, учитывая это обстоятельство, подтвердить нашу готовность принять Шюкрю Кая.

6. Мое общее впечатление, что турки постарались оказать мне внимание и подчеркнуть, что наши отношения так же близки, как и раньше.

Торговый договор продлен по 1 июля.

Карский