Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР в НКИД СССР, из Женевы. 24 мая 1937 г.
Немедленно
24 мая 1937 г.
В сегодняшнем разговоре Иден признал, что лондонские и парижские встречи[1] не дали никаких существенных результатов, но что они будто бы укрепили общее доверие и рассеяли некоторые тревоги. Я напомнил ему заявление Гитлера, что свой следующий удар он нанесет с быстротой молнии, без предупреждения, а потому не следует убаюкивать себя излишним оптимизмом.
Иден не скрывал своего презрительного и враждебного отношения к Италии и лично к Чиано. О своих беседах с Беком он сказал, что тот главным образом оправдывался в приписываемых ему злодеяниях.
Я напомнил Идену, что он мне об этом говорил еще в Лондоне[2], после чего он имел вторичную беседу с Беком. Иден ответил, что Бек и на этот раз повторил то же самое, в чем он, однако, меня не убедил.
Иден вновь подтвердил, что никаких переговоров с Японией еще нет, что Иосида пока лишь зондирует и обещал в непродолжительном времени представить конкретные свои предложения, но что Англия не заключит никаких соглашений за счет Китая.
Говоря о предложении австралийского премьера Лайонса, Иден признал, что тот готов был идти и на пакт о взаимной помощи, но на этом не настаивает. К Тихоокеанскому пакту о ненападении Англия относится положительно, и такой пакт будто и Кун признал приемлемым. На вопрос Идена, считаю ли я пакт приемлемым для Японии, я сказал, что если ей заранее дать понять, что в случае несогласия пакт состоится без нее, то она предпочтет, вероятно, примкнуть к пакту, а в противном случае постарается сорвать его. Иден заметил, что, во всяком случае, было бы полезно созвать конференцию по этому поводу[3].
Литвинов
[1] См. газ. «Известия», 8 апреля 1937 г.
[2] В телеграмме в НКИД СССР из Лондона о беседе с Иденом 14 мая 1937 г. М. М. Литвинов, в частности, сообщал: «Он высказался весьма оптимистически по поводу международного положения и даже в отношении Центральной Европы. Он недавно послал туда для разведки ответственного чиновника, который ему сообщает, что сведения о германо-итальянских успехах преувеличены и даже неосновательны. До меня Иден имел беседу с Беком, который опровергал приписываемые ему антисоветскую политику, интриги на Балканах и принадлежность к оси Берлин — Рим. Иден доволен уменьшением агрессивности Японии и вообще политикой Сато, но тут же заверял меня в отсутствии каких бы то ни было предложении со стороны Японии и переговоров с ней. Доволен он также результатами своей поездки в Брюссель, где ему будто бы удалось рассеять недоразумение между Францией и Бельгией и расчистить почву для визита Дельбоса.
Иден не предвидит переговоров о Западном пакте, на которые Бельгия, во всяком случае, напрашиваться не намерена. Пока Германия возражает против обязательства Бельгии по Пакту Лиги наций, переговоры с Германией не могут дать каких-либо результатов. Без формального обязательства Бельгия будет, однако, договариваться с Англией и Францией о мерах военной защиты ее. Иден признавал, что солидарная политика СССР, Франции и Англии может обеспечить мир в Азии. Можно было понять его, что он вполне одобрил бы Тихоокеанский пакт, но я из этого отнюдь не заключаю, что Англия уже готова участвовать в таком пакте. На вопрос, говорил ли с ним об этом Кун, Иден ответил отрицательно».
[3] Копия телеграммы была направлена в полпредство СССР в Великобритании.