Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Румынии в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР. 18 мая 1937 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1937.05.18
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Т. 20. Январь – декабрь 1937 г. / Министерство иностранных дел СССР; - М.: Политиздат, 1976., стр. 257-258.

18 мая 1937 г.

Вчера Арас был у меня с визитом. Основной целью приезда Араса в Бухарест было, по его словам, подтолкнуть переговоры по торговому соглашению, которое имеет для турок особое значение потому, что румыны согласились поставлять туркам нефтепродукты взамен турецких замороженных в Берлине марок. Арас считает, что все вопросы, связанные с переговорами, урегулированы, и очень доволен (этого не считает председатель румынской делегации Крист, который мне вчера же сказал, что переговоры уперлись в ряд не поддающихся решению разногласий и, кроме «пустого» обещания Антонеску «все урегулировать», ничего не урегулировано).

Далее Арас, после свидания с королем и министром, констатировал заметное улучшение румыно-советских отношений. Румыны-де ищут сейчас формулу, которая могла бы служить базой соглашения с СССР. Эта формула должна: 1) не быть пактом о взаимопомощи, 2) дать официальное признание [аннексии] Бессарабии и показать миру отличное состояние румыно-советских отношений. Формулы этой они еще не нашли. Одно время они рассчитывали добиться этого многосторонним Черноморским пактом, но убедились, что он нереален, так как без СССР Турция такого пакта не подпишет, как не подпишет Средиземноморского пакта без Англии. Далее Арас заявил, что система турецкой безопасности имеет значение только с СССР — для района Черного моря, с Англией — для района Средиземного моря. Без них и против них Турция ничего не сделает: в бассейне Черного моря турки пойдут только с СССР, в Средиземном море — только с Англией. Запись беседы, продолжавшейся час, пришлю почтой.

Из беседы можно было понять: 1) что Румыния не хотела и не хочет ни увеличивать свои обязательства по Малой Антанте, ни подписывать пакта с французами, желая выждать и не желая «провоцировать третьи державы», и 2) что турки к этому руку приложили. Арас меня длительно убеждал, что реальная помощь Югославии в случае германской агрессии против Чехословакии невозможна, и обратно, следовательно, такой, разрешенный Малой Антантой пакт беспредметен. Далее Арас заявил, что только одновременное подписание двух следующих пактов: 1) Локарно и 2) Восточного, в составе Франции, СССР, Малой Антанты и Балканской Антанты, Германии и Польши (или без последних двух),— может обеспечить мир. Отсюда я должен был сознательно заключить, что пакт Франция — Малая Антанта, как не являющийся ни Локарно, ни Восточным, опасен, как не обеспечивающий мир и как провоцирующий третьи страны.

Арас очень доволен переговорами Блюма — Иненю в Париже и считает, что в Женеве, вероятнее всего, об Александреттском санджаке будет закончено.[1]

Островский



[1] Копия телеграммы была направлена М. М. Литвинову в Париж.