Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР в НКИД СССР, из Парижа. 8 мая 1937 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Датировка: 
1937.05.08
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Т. 20. Январь – декабрь 1937 г. / Министерство иностранных дел СССР; - М.: Политиздат, 1976., стр. 233-234.

8 мая 1937 г.

Будучи проездом в Париже, сделал Дельбосу визит вежливости, расспрашивал о его оценке международного положения. В качестве нового элемента он отметил, что новый английский посол, читая по бумажке, говорил, что при дальнейших переговорах с Германией о Западном пакте необходимо добиваться гарантии ненападения на Чехословакию и избежания конфликтов с СССР. Раньше об этих гарантиях говорила всегда Франция, а Англия лишь соглашалась, а теперь впервые об этом заговорила сама Англия, в чем Дельбос усматривает известный сдвиг.

Он конфиденциально сообщил, что после коронации поедет в Брюссель. Бельгия идет на фактические военные разговоры, но не берет на себя формальных обязательств, чтобы не дразнить фламандцев. Бельгия в случае войны с Германией одновременно Франции и Англии будет на стороне последних, но не на стороне одной Франции, если сама Бельгия не подвергнется нападению. Дельбос больше доверяет Ван-Зееланду, чем Спааку.

Англия заявила, что она своих колоний отдавать Германии не собирается, но не будет возражать, если Франция захочет отдать свои. Франция тоже отдавать колонии не будет, но Дельбос мыслит себе предоставление Германии финансовых возможностей для эксплуатации колоний и вывоза оттуда сырья и допускает даже такие шахтовские комбинации, при которых там имела бы хождение германская валюта, однако Гитлер добивается поднятия там германского флага, что Дельбос решительно отвергает.

Коснувшись махинации Бека, я указывал на создавшуюся аномалию, когда Польша, получая от Франции денежную и военную помощь, интригует против связанных с Францией пактами помощи Чехословакии и СССР. Когда Дельбос пытался говорить о подготавливаемых всеми военными ведомствами переговорах с нами, я ему сказал, что этот вопрос не может нас интересовать больше, чем Францию.

Литвинов