Письмо Полномочного Представителя СССР в Великобритании Народному Комиссару Иностранных Дел СССР М. М. Литвинову. 25 апреля 1937 г.
25 апреля 1937 г.
Дорогой Максим Максимович,
В письме от 4 марта текущего года № 86/Л Вы просили меня произвести осторожный зондаж у Идена или Ванситтарта об отношении британского правительства к экономическому проникновению Германии на Ближний Восток. Я сделал это 16 апреля, когда Ванситтарт с женой были у нас на интимном завтраке. Мы говорили с Ванситтартом о разных вопросах международной политики (Германия, Италия, Испания и т. д.), и в ходе беседы я коснулся также положения на Ближнем Востоке, использовав для иллюстрации германского проникновения как материалы Вашего письма, так и некоторые сведения, почерпнутые мной из докладов и дневников наших полпредов в Афганистане, Иране и Турции. Ванситтарт обнаружил живой интерес к данной теме, полностью соглашался с опасностью проникновения немцев на Ближний Восток, подчеркивая, что здесь мы имеем возобновление старой политики Германии «Drang nach Osten». Ванситтарт с удовлетворением констатировал в этой связи тот факт, что крупный заказ на постройку железоделательного завода в Турции, несмотря на жестокую конкуренцию Германии, все-таки попал в руки английской фирмы. Я навел разговор на авиалинию, которую немцы собираются протянуть через Тегеран на Кабул. Ванситтарт сообщил мне, что ему известно об этих намерениях Германии и что он приветствовал бы их неудачу. Немцы, по словам Ванситтарта, уже давно подбираются к данному делу. Они производят известный нажим в Греции, в Египте, в Ираке в целях получения разрешения устроить в этих странах опорные пункты своей авиалинии. Однако пока все дело находится еще в довольно зачаточной стадии развития, и никакими определенными успехами немцы похвастаться не могут. В частности, в ответ на мой вопрос Ванситтарт с убеждением сказал, что за Египет он спокоен. Он не думает также, чтобы иракское правительство согласилось на предоставление Германии права провести свою линию через его территорию. По некоторым замечаниям Ванситтарта, однако, можно было понять, что британское правительство предпочитает пока воздерживаться от слишком активного противодействия германским планам, поскольку оно считает, что реализация их еще не вступила в достаточно зрелый период. Ванситтарт также намекнул, что лучшим способом предупредить создание германской авиалинии на Кабул была бы срочная организация такой же линии британской национальности. В этой связи он несколько жаловался на медлительность и неповоротливость британского общества «Imperial Airways».
В общем беседа с Ванситтартом оставила у меня впечатление, что британское правительство сильно обеспокоено проникновением Германии на Ближний Восток и сознает известный параллелизм интересов в этой области между Англией и СССР.
С товарищеским приветом
Полномочный Представитель СССР
в Великобритании
И. Майский