Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Японии К. К. Юренева в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР. 21 апреля 1937 г.
Вне очереди
21 апреля 1937 г.
Посетил вчера Сато. Сообщил о моем назначении в Берлин и запросил агреман для Козловского.
Сато заявил, что он намерен приступить к улучшению наших отношений и через несколько дней, после совещания с заинтересованными ведомствами, сделает нам через меня предложение начать переговоры о пограничных комиссиях. В связи с этим мною был затронут вопрос о составе конфликтных комиссий и гарантии Японией мира на существующей границе. Первый вопрос Сато обошел молчанием, по второму заявил, что Японии трудно согласиться авансом на признание существующей границы, но что она, разумеется, за мир на ней. Сейчас он подыскивает приемлемую для нас формулу. В порядке частного, предварительного проекта он считал бы целесообразным начать, сохраняя мир на границе, ее редемаркацию. В «спорных пунктах» сторонам следовало бы отвести, впредь до уточнения, свои войска на несколько километров от них. Выслушав мои устные замечания, Сато сказал, что он лишь «мыслил вслух». На этом разговор, продолжавшийся 40 минут, был окончен.
Пресса, как вы знаете, окружила мое посещение большой таинственностью и предается оптимистическим высказываниям по поводу перспектив наших отношений. Этот шум нужен правительству Хаяси по соображениям отвлечения от предстоящих выборов в парламент и возможных переговоров с Англией и Китаем.
Вечером от Сато позвонили, что он хочет сегодня, 21-го, заехать ко мне.
Полпред