Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Великобритании И. М. Майского в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР. 21 апреля 1937 г.
Немедленно
21 апреля 1937 г.
Из разговора с Иденом на обеде в полпредстве узнал следующее:
1. Англичанам турки действительно сообщили, но в довольно туманной форме, что рассчитывают на их участие в сирийской комиссии[1]. Формального приглашения от турок, однако, еще нет. Англичане участвовать будут, и Иден, которому известно о желании турок видеть также и СССР в комиссии, выразил надежду, что Советское правительство приглашение примет. Он считал бы чрезвычайно важным предупредить всякое обострение отношений между Турцией и Францией и потому полагает, что участие в комиссии Англии и СССР может облегчить достижение столь необходимого компромисса.
2. На заседании Бюро по разоружению в Женеве Англия будет представлена Крэнборном. Общая линия английского правительства в Бюро будет: а) в качестве первого шага английское правительство готово поддержать требование публичности военных бюджетов при условии, конечно, что публичность распространяется на Германию, Италию и Японию; б) в качестве второго шага оно готово поддержать план контроля над вооружениями. Однако сейчас дальше публичности бюджетов английское правительство не хотело бы идти. Вообще английское правительство не пойдет в настоящее время ни на какой шаг, могущий затруднить или отсрочить осуществление программы его вооружений или создать впечатление, будто бы оно блефует с этой программой. Исходя из последних соображений, Иден относится без всякого энтузиазма к предложению Гитлера о созыве мировой конференции, сделанному в интервью с Ленсбери[2], и высказывает радость по поводу того, что Рузвельт отказался брать на себя инициативу такой конференции. В ответ на мой вопрос Иден со смехом прибавил, что на себя он тоже не собирается принимать столь почетную роль.
3. Иден интересовался о времени приезда Литвинова и высказывал желание с ним побеседовать. Он также дал совершенно явственно понять, что постарается использовать съезд государственных людей на коронацию для обмена мнениями с ними по текущим вопросам, а также для обсуждения общей ситуации в Европе (как вам, вероятно, уже известно, на коронацию приезжают Дельбос, Бломберг, Бек, Шмидт).
4. Иден высказывает надежду, что к осени в Европе создастся обстановка, благоприятствующая обсуждению крупных ее проблем. Основания для такой надежды следующие: по имеющимся у английского правительства определенным сведениям, Германия все больше склоняется к необходимости «уйти» из Испании и ищет для этого только подходящей формы; та же тенденция усиливается в Риме, ибо внутреннее положение Италии очень тяжело, Абиссиния съедает огромное количество сил и денег, интервенция же в Испании требует все новых вложений людей, оружия и средств, которыми Муссолини не располагает. Испанская авантюра становится все более непопулярной в Италии. Поэтому Иден убежден, что сейчас не приходится опасаться посылки новой большой армии из Италии в Испанию. Наоборот, можно надеяться на «уход» Италии из Испании, если удастся найти форму, при которой Муссолини сумеет спасти свое лицо. В случае «ухода» Германии и Италии можно будет рассчитывать на окончание испанской войны к осени, причем Иден, конечно, предпочитал бы решение войны путем гнилого компромисса. Он говорил мне сегодня, что хотя детали черчиллевского «плана», изложенные им во время дебатов в парламенте 13 апреля[3], могут быть оспариваемы, но в основе в нем заложена здоровая мысль. Если таким образом «испанский вопрос» к осени окажется ликвидированным, будет расчищен путь для постановки в порядке дня основных европейских проблем. Тем более что к тому времени британские вооружения сделают дальнейший шаг вперед, а внутренние трудности Германии и Италии еще больше усилятся.
5. Свои реплики и соображения, высказанные в ходе беседы с Иденом, не передаю, ибо, само собой, они ясны.
Полпред
[1] Имеется в виду комиссия Лиги наций по вопросу об Александреттском санджаке; см. газ. «Известия», 17 июня 1937 г.
[2] См. газ. «Известия», 21 апреля 1937 г.
[3] См. газ. «Известия», 16 апреля 1937 г.