Письмо Полномочного Представителя СССР в США Народному Комиссару Иностранных Дел СССР М. М. Литвинову. 20 апреля 1937 г.
20 апреля 1937 г.
Уважаемый Максим Максимович,
Я только что приехал из Флориды и писать большое письмо не смогу. Я хотел бы обратить Ваше внимание на сдвиги в общественном мнении Соединенных Штатов, которые ощущаются в настоящее время. Пропаганда изоляционизма и пацифизма во что бы то ни стало оказывает свое влияние на общественное мнение здесь в сторону улучшения отношений даже к государствам-агрессорам. Я бы не сказал этого в отношении Германии, но можно констатировать сокращение выпадов против Японии. Относительно Италии можно было бы сказать, что событиями в Испании подорван итальянский престиж здесь и в силу этого нет кампании за Италию, как это было раньше, но нет также и особенных нападок на Италию. Поэтому можно сказать, что изменение отношений произошло главным образом к Японии.
Если вдуматься в это положение, то надо учесть то обстоятельство, что сама японская дипломатия много работает над улучшением отношений с Соединенными Штатами. Это изменение отношений является не только, а может быть, и не столько результатом изоляционистской и пацифистской пропаганды, сколько результатом изменения соотношения сил на Дальнем Востоке и увеличения нашей мощи там. Я вспоминаю, как в последний мой приезд в Японию Хирота мне говорил о том, что Япония стала за последнее время слабее на Дальнем Востоке, так как наличие нашей сильной Красной Армии заставляет Японию в каждом своем движении все время оглядываться на нас и действовать осторожно. И это — несомненный факт. Если принять еще во внимание, что под влиянием роста нашей силы Китай начинает поднимать голову, положение Японии становится еще более затруднительным и вынуждает ее улучшать свои отношения с Соединенными Штатами, находя необходимый отклик в общественном мнении Соединенных Штатов. Я бы не сказал, чтобы это было прочно и закреплено надолго, но все же следует это отметить как факт. Здесь приписывают это умелости японского посла Сайто, который, как мне кажется, много сделал, чтобы портить отношения, но сейчас создалась обстановка, при которой Сайто оказывается удачливым дипломатом.
Немцы и итальянцы ведут здесь также огромную работу по улучшению общественного мнения, и, может быть, если бы не антисемитизм Гитлера, то немцам также удалось бы здесь создать благоприятную обстановку, тем более что в Европе Гитлер сейчас не прочь рядиться в тогу миротворца, очевидно, под влиянием демонстрации нашей военной силы. Здесь имеется большое немецкое население, и почва для немецкой пропаганды благоприятная, тем более что реакционные элементы также готовы проявлять свои симпатии к Германии. Интересно, что по последней анкете института общественного мнения, которая является, конечно, неточной и в которую можно было бы внести очень большие поправки, но которая кое-что все-таки отражает, на вопрос, какая страна является самой лучшей, по мнению кругов, подвергнутых анкете, помимо, конечно, США, 53% ответило, что Англия, 11% —Франция, 8%—Германия, на остальные страны пало 1—2%. На Советский Союз пришелся 1%.
Цель настоящего письма — обратить внимание на существующее здесь общественное мнение и на сдвиги, происшедшие здесь, и в особенности в отношении Японии.
Мне кажется, что происходящее здесь успокоение общественного мнения в отношении некоторых стран является результатом роста наших сил. Но мне думается, что мы должны что-то делать для того, чтобы наше умиротворяющее влияние в международной обстановке нашло свое выражение также в росте симпатий к нам. Так как Соединенные Штаты являются огромнейшим фактором в международном отношении, то следует нашу работу здесь, наши отношения с Соединенными Штатами поставить так, чтобы выявился рост симпатий к нам.
Полпред СССР в США
А. Трояновский