Письмо Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Временному Поверенному в Делах СССР во Франции Е. В. Гиршфельду. 19 апреля 1937 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1937.04.19
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Т. 20. Январь – декабрь 1937 г. / Министерство иностранных дел СССР; - М.: Политиздат, 1976., стр. 176-177.

19 апреля 1937 г.

Сегодня я телеграфно рекомендовал Вам посетить Блюма и поставить перед ним в общей форме вопрос о нашем судебном режиме во Франции. Этот режим, как Вы прекрасно знаете, чрезвычайно неудовлетворителен. Независимо от практического благоприятного разрешения вопроса о задержке парохода «Киев», в котором мы не сомневаемся, ежедневно могут возникнуть аналогичные дела не только в связи с процессом «Сосифрос», но и в связи с другими процессами, например: Герцфельд, «Тефимо»[1] и пр. Таким образом, наше имущество и наша торговля во Франции находятся под постоянной угрозой. Это положение резким образом расходится с существующим характером советско-французских отношений и далее не может быть терпимо. Обрисовав перед Блюмом эту обстановку, Вы должны указать ему, что выходом из положения является общее урегулирование вопроса о правовом режиме наших организаций во Франции. Это может быть сделано путем скорейшего заключения постоянного торгового договора, о котором ведутся переговоры уже три года без существенного результата, ввиду того что французская сторона все время затягивает эти переговоры. Между тем в постоянном торговом договоре должна была бы быть включена формулировка, прямо предусматривающая распространение действия его постановлений на судебные споры, возникшие до заключения договора, независимо от того, кто является ответчиком по этим спорам (т. е. СССР, торгпредство или советские хозорганизации), и независимо от процессуальной стадии, в которой находятся эти споры (т. е. независимо от того, принято ли уже по этим делам решение суда или еще не принято).

В принятии этой формулировки заинтересованы не только мы, но и французское правительство, которое иным способом не может предотвратить повторения подобных, глубоко нежелательных, осложняющих наши политические отношения случаев, как дело о задержке парохода «Киев».

Между тем чиновники министерства иностранных дел и министерства торговли тянут с заключением договора. Уже полтора года не было по этому вопросу ни одной встречи. О происходящих во Франции переговорах знают повсюду, в частности в Германии, и всюду вызывает недоумение, что СССР и Франция не могут договориться о заключении постоянного торгового договора, в то время как СССР имеет такие договоры даже с такими странами, как Германия и Италия. Заключение договора к тому же имеет и экономический интерес. Достаточно упомянуть хотя бы об урегулировании, в связи с заключением договора, интересующей французов проблемы транзита через территорию СССР и пр.

Исходя из всего изложенного, рекомендуйте Блюму позвать Кулондра, который мог бы доложить ему все это дело. Я полагаю, что Кулондр заинтересован в том, чтобы дать этому вопросу скорейшее направление, так как это могло бы, в частности, укрепить и его положение здесь. Если Блюм с этим согласится, повидайте предварительно Кулондра и подготовьте его, информировав о нашей точке зрения. Настаивайте перед Блюмом на том, чтобы он потребовал от министерства иностранных дел и министерства торговли немедленного возобновления переговоров и скорейшего их завершения с обязательным включением упомянутой выше формулировки о судебных спорах, возникших до заключения договора.

О предпринятых Вами шагах телеграфируйте.

Зам. Наркома

Потемкин



[1] Речь идет о попытке фирмы «Тефимо» привлечь торгпредство СССР во Франции в качестве ответчика по нарушенному договору фирмы с Московским еврейским театром от 5 июня 1928 г. об организации гастролей. Коммерческий суд отказал фирме в иске по неподсудности. Парижский апелляционный суд отклонил это решение и, вопреки нормам международного права, 17 мая 1934 г. признал дело подсудным французскому суду, что означало, как и в деле «Сосифрос», возможность произвола в отношении советского государственного имущества во Франции.