Спецсправка Секретно-политического отдела ОГПУ «О недочетах в колхозном строительстве по Центрально-Черноземной области». 16 июля 1931 г.
№ 53
Совершенно секретно.
В северных районах ЦЧО (Данковский, Ранепбургский, Лев-Толстовский и др.) темпы коллективизации еще недостаточно высоки, причем по многим селам этих районов нет роста колхозов и не ведется никакой работы по коллективизации.
Со стороны ряда работников на местах отмечается полное бездействие в работе по организации нового притока в колхозы.
Наряду с этим отдельные работники сельсоветов противодействуют коллективизации путем умышленного обложения середняков, желающих вступить в колхозы, твердыми заданиями по хлебозаготовкам.
Уразовский район. Темпы коллективизации за последнее время значительно ослабли. Ряд уполномоченных и сельсоветов работу по коллективизации явно срывают. Член ВКП(б), зам. директора МТС Подпиваленко (сын волоконовского кулака), будучи уполномоченным по Шелаевскому сельсовету, на месте никогда не был. На вопрос инструктора обкома ВКП(б) о причинах слабого роста коллективизации заявил: «Мы работать без выговоров непривычны, а райком в этом отношении бездействует».
Данковский район. Представитель Ильинского сельсовета Фетисов (отказался вступить в колхоз) с целью срыва коллективизации всех, желающих вступить в колхоз, обложил заданием по хлебозаготовке. В д. Ольгине на пленуме сельсовета вопрос о коллективизации был отклонен большинством голосов, после чего некоторые члены сельсовета как члены комиссии по хлебозаготовкам обложили заданиями середняцкие хозяйства, подавшие заявления о вступлении в колхоз.
В д. Полибино члены сельсовета, выделенные в бригаду по коллективизации, во время обхода домов вместо вербовки крестьян ведут агитацию: «Не ходите в колхоз, пусть раскулачивают, все равно колхозы существовать не будут».
Раненбургский район. В Истобенском, В.-Снежетовском, Ст.-Кленском, Лопатовском, Ново-Полянском, Соловском, Кривополянском сельсоветах зарегистрированы прямые отказы от работы и противодействие коллективизации.
На пленуме Лосовского сельсовета имели место заявления о том, что «работать по коллективизации не будем, колхоз — это кабала, где будем работать, как в барщине, на коммунистов».
Засорение колхозов
Слабость практической работы, а в ряде случаев и правооппортунистическое руководство РКС (Нижне-Девицкий, Раненбургский и другие районы), привели к ослаблению внимания к вопросам проверки социального состава вновь вступающих в колхозы.
По этим причинам за последнее время отмечается увеличение числа случаев проникновения в колхозы классово-чуждого элемента.
Так, по 19 районам в составе вновь принятых в колхозы выявлено:
кулаков |
209 |
бывших белых |
3 |
торговцев |
22 |
бывших бандитов |
6 |
церковников и членов сектантских общин |
11 |
бывших полицейских |
23 |
других чуждых элементов |
24 |
Рост засоренности по-прежнему показывают районы северной и частично центральной полосы области (Советский, Данковский, Тимский, Волховский и др.).
В связи с принятыми мерами по хозяйственному закреплению колхозов и успешным завершением (в основном) колхозами сева, за последнее время выходы из колхозов значительно сократились и отмечаются лишь в отдельных районах.
Так, за последний период по семи районам области отмечено 104 выхода из колхозов; к числу особо неблагополучных в этом отношении необходимо отнести: Новосильский район — 44 случая выхода, Раненбургский — 19, Задонский — 23.
Основной причиной выходов из колхозов является контрреволюционная деятельность кулацкого и антисоветского элементов, использующего недочеты в организации труда в колхозах.
Новосильский район. В Воротынковском сельсовете распался колхоз из 44 хозяйств, не закончив сева ярового клина. Причина — наличие большого числа семей, не имеющих трудоспособных, что было использовано кулачеством, агитировавшем за выделение земли на единоличных началах. Местные советские и партийные организации с момента организации колхоза никакой работы там не вели и хозяйственным закреплением колхоза не занимались.
Вейделевский район. В Больше-Липяговском сельсовете колхозам им. РККА и им. Ворошилова, ввиду отсутствия распорядительности со стороны правления и отсутствия учета трудодней, грозит распад. Отмечены попытки женщин к разбору общественного инвентаря. Часть колхозников подала заявления о выходе из колхоза.
Раненбургский район. По 4 колхозам отмечен выход из колхозов 19 хозяйств. В колхозах Семеновском, им. Молотова, Ст. Барановском вышедшие колхозники разобрали обобществленное имущество. РКС и правления колхозов разъяснительной работы среди вышедших из колхозов не ведут и не изучают причин, вызывающих эти выходы.
Перегибы в процессе коллективизации
В ряде районов отмечается увеличение количества перегибов и извращения классовой линии в процессе коллективизации. Так, по 11 районам зарегистрировано 62 случая перегибов, из них в форме угроз — 8, довед[ения] тверд[ых] задан[ий] — 44, арестов — 5, избиений — 2, других видов — 3.
Вместо проведения массовой работы вокруг решений партии о развертывании коллективизации уполномоченные и работники сельсоветов в отдельных случаях становятся на путь голого администрирования.
«Не пойдете в колхоз — хуже будет, всех единоличников, как и кулаков, выселим в Северный край» (работники Берез, сельсовет).
«Не вступите в колхоз — обложим твердым заданием по хлебозаготовке, отберем имущество» (работники Иловайского сельсовета Алексеевскою района).
Велико-Михайловский район. В с. С. Поляне председатель колхоза Попов (сын раскулаченного) с целью дискредитирования колхозного строительства производит вербовку в колхоз путем грубого нажима, самовольно отбирая имущество у единоличников, отказывающихся от вступления в колхоз. У середняка единоличника Бубнова Г.А. за отказ от вступления в колхоз Попов отобрал хлеб и одежду.
Л[ево]-Россошанский район. «Если не закроете церковь и не вступите в колхоз, то я вас, сукиных сынов, буду вешать» (председатель Данковского сельсовета Фомин, член ВКП(б)).
Алексеевский район. В отдельных сельсоветах выполнение дополнительного плана хлебозаготовок используется для грубого нажима на тех, кто еще не вступил в колхоз. Иловайский сельсовет совместно с местной партячейкой с целью стимулировать рост колхозов произвели раскладку задания на все единоличные хозяйства, в том числе и бедняцкие. Было произведено изъятие хлеба и имущества у 30 хозяйств. При согласии вступить в колхоз имущество возвращалось. У середняка Ожерельева М.М. бригадой было изъято 10 пуд. хлеба. После подачи последним заявления о вступлении в колхоз ему было возвращено 2 пуд. на 9 членов семьи. У середняка Мехова обыском изъяты: хлеб, одежда, вещи, куры и т. д. При вступлении Мехова в колхоз ему ничего не возвратили, так как имущество было поделено между «активом».
В результате такого нажима в колхоз «вступило» 116 хозяйств, причем заявления о вступлении были заранее изготовлены председателем и секретарем сельсовета.
Моршанский район. В с. Гумны сельсовет и правление колхоза вместо проведения массовой работы стали на путь голого администрирования. Уполномоченный РИКа Владимиров на общем собрании ультимативно заявил: «Беднота безоговорочно должна быть в колхозе, запрещено категорически лошадникам помогать в обработке земли бедняков». Правление колхоза «Пятилетка» отобрало огород у единоличника Саловникова А. Председатель колхоза это мотивировал так: «Скорее войдешь в колхоз, иначе вас не коллективизируешь».
Волоконовский район. В с. Погромец председатель сельсовета Шевченко, член ВКП(б), председатель колхоза Соловьев, член ВКП(б) и два партийца в хут. Кругляр в доме уполномоченного сельсовета за невыполнение распоряжений председателя сельсовета избили рукояткой нагана бедняка Касьяненко Егора. После этого он был арестован. По дороге, пока Касьяненко везли в сельсовет, его все время подвергали избиению.
Лево-Россошанский район. В с. Московском на колхозном выпасе было задержано несколько лошадей единоличников. Вызвав трех владельцев их в правление, председатель колхоза в присутствии двух членов правления подверг этих единоличников избиению рукояткой нагана, с нанесением серьезных ушибов. После избиения они были заключены на сутки в ар[естное] помещение.
Недочеты [в] организации труда и переходе на сдельщину
Некоторые колхозы Воловского, Лев-Толстовского, Тамбовского, Землянского и других районов на сдельщину перешли только формально.
Табели учета труда большинством правлений этих районов совершенно не ведутся. Расчетные книжки на руки колхозникам не выданы. Зачастую учет ведется на клочках бумаги, далеко не отражая количества и качества выработки.
Вновь организованные колхозы по отдельным районам не охвачены руководством. РКС, не зная, как проводить сдельщину, практикуют формы поденной оплаты (Лев-Толстовский, Никифоровский районы).
Неудовлетворительный учет труда, а в некоторых случаях и полное отсутствие его — в Землянском и Лев-Толстовском районах — привели к резкому падению труддисциплины, невыходам на работу, уходу с поля и т. д.
Лев-Толстовский район. Вновь организованные колхозы не охвачены руководством райколхозсоюза и помощью с его стороны в вопросе об организации труда и внедрения сдельщины. Даже ряд старых колхозов (Дурмищево, Орловка, Загрядчино и др.) в силу этого не применяют сдельщину и не знают, как проводить учет. В колхозах «Свобода», «Грязновка» учет труда совершенно не ведется, на почве чего труддисциплина упала. В колхозе «Завет Ильича» по этим причинам не перепахано 10 га овса, не вспахано 40 га под вику и не проводилась пахота под картофель. Посланные бланки-табеля правление колхоза не заполняло, и колхозники не знают отработанных ими трудодней.
Тамбовский район. В колхозе «Память Ильича» темпы работ снижает отсутствие учета труда. Записи трудодней почти не ведутся. Некоторым колхозникам при непрерывной работе во весь период весеннего сева учтено по 2 — 3 трудодня. В большинстве колхозов учетные книжки колхозникам не выданы и учет ведется на клочках бумаги.
Землянский район. Благодаря полному отсутствию учета трудодней в колхозах «Луг» и им. Ворошилова имеется массовое недовольство колхозников, угрожающее распадом колхоза.
Отмечены групповые невыходы на работу. В Никольском колхозе «Пробуждение» женщины не выходят на работу, в силу чего прополка подсолнуха и других культур стоит под угрозой срыва.
Антиколхозиая деятельность кулачества
Развертывание нового колхозного подъема повсеместно встречает активное сопротивление кулачества.
Большое распространение получили слухи о войне с Польшей и Финляндией, о восстаниях в других областях и о забастовках шахтеров в Донбассе.
Широко спекулируя на этих слухах и используя допущенные перегибы, кулачество призывает «не вступать в колхозы, выходить из них и готовиться к помощи интервенции».
Обоянский район. В с. Каменке жены трех раскулаченных ежедневно производят подворные обходы, ведя агитацию: «Колхозы дело антихриста, всех колхозников будут клеймить печатью сатаны». Не ограничиваясь этим, кулаки организовали ежевечерние женские посиделки, собирая группами женщин и запугивая их «концом света», гибелью Советской власти и приходом антихриста. В результате этой агитации единоличники отказываются от вступления в колхоз.
Данковский район. В д. Осиновые Прудки группа кулаков к моменту созыва общего собрания по коллективизации сорганизовала толпу женщин. Прибывшие 2 представителя райцентра были прогнаны со свистом и криком собравшейся группой женщин: «Уезжайте, нам кто строит колхозы не нужен». Приехавшего в эту же деревню председателя сельсовета постигла такая же участь — женщины в числе более 30 чел. забросали его камнями.
Мценский район. В д. Болгорах под влиянием местного попа Попова население отказывается от вступления в колхоз. Последний среди женщин усиленно распускает слухи, «кто вступит в колхоз, попадет к антихристу, всем колхозникам на руки положат клейма».
Калачеевский район. В с. Подгорная имеется 150 единоличных дворов, которые под влиянием местной сектантской общины категорически отказываются от вступления в колхоз. Секта с целью противодействия вступлению в колхоз устраивает сборища, агитируя на них: «Не вступайте в колхоз, эта организация антихриста». Руководитель секты Соловьев с библией в руках производит подворные обходы, агитируя против коллективизации.
Начальник СПО ОГПУ Агранов
Для особых поручений при начальнике СПО ОГПУ Радзивиловский