Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Испании в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР. 15 марта 1937 г.
15 марта 1937 г.
На вашу телеграмму от 13 марта[1]. По согласованию с Кабальеро[2] дель Вайо[3] сообщил мне, что испанское правительство, хотя и не питает особой надежды, все же просит нас помочь в проталкивании в Лондоне вопроса об удалении из Испании иностранцев, с тем, однако, чтобы понятие иностранцев было также распространено и на марокканцев. Испанское правительство обосновывает свою позицию в этом, в частности, тем фактом, что не существует никакого закона марокканского халифа, в силу которого марокканцы, находящиеся на испанской военной службе, лишались бы своего гражданства, равно как и нет никакого испанского закона, признающего за ними в силу такого рода обстоятельств испанское гражданство.
Дель Вайо просит сообщить ему ваше мнение по поводу дальнейшей тактики испанского правительства в том случае, если его нота, направленная генеральному секретарю Лиги наций[4] в результате фактов итальянской интервенции, будет оставлена без последствий[5].
Гайкис
Печат. по арх.
[1] В связи с обсуждением в Комитете по невмешательству вопроса об удалении из Испании всех иностранных граждан полпреду в упоминаемой телеграмме поручалось согласовать дальнейшие шаги с испанским правительством.
[2] Председатель совета министров и военный министр Испании.
[3] Министр иностранных дел Испании.
[4] См. газ. «Известия», 17 марта 1937 г.
[5]16 марта 1937 г. Л. Я. Гайкису была направлена следующая телеграмма: «Если дель Вайо в своей ноте не требует обсуждения вопроса в Совете [Лиги наций], то Авеноль ограничится рассылкой копий ноты членам Совета и никакого дальнейшего движения вопрос не получит, пока кто-либо из членов Совета не потребует постановки его в порядок дня». В телеграмме высказывалось мнение о целесообразности обращения к правительствам Англии и Франция для выяснения их позиции.