Письмо Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Великобритании И. М. Майскому. 4 марта 1937 г.
4 марта 1937 г.
Вам, конечно, известно, что Германия делает отчаянные усилия для овладения экономикой Ближнего Востока, в частности Ирана и Афганистана. Закупая там все сырье, которое не находит сбыта на других рынках, Германия использует накопляющиеся таким путем на счетах ближневосточных стран замороженные марки для навязывания им своих экспортных товаров. Продает она машинное оборудование, строит заводы, комбинаты на выгодных кредитных условиях; не отказывает она также в продаже военных материалов; посылает своих специалистов для разведывания минеральных залежей; дает она также специалистов на службу означенным странам на условиях более выгодных, чем того требуют специалисты других национальностей. Таким образом Иран и Афганистан уже в значительной мере опутаны Германией. По нашим сведениям, в Иране уже имеется около 500 германских специалистов, а в Афганистане около 100. Теперь Германия стремится связаться с Ираном и Афганистаном воздушной линией.
Мирное проникновение Германии в ближневосточные страны встречает так же мало сочувствия у англичан, как и у нас. Английские дипломатические представители не скрывают от наших полпредов своего беспокойства. Особенно ощущается Англией опасность германских интриг в Афганистане. Хорошо было бы Вам в каком-нибудь разговоре с Иденом или Ванситтартом осторожно затронуть эту тему, намекая на некоторый параллелизм наших интересов в противодействии германскому напору. Повторяю, речь идет лишь об осторожном зондаже, который ни в коем случае не должен иметь характера сговора. Особенно желательно было бы выяснить отношение Англии к вышеуказанной авиалинии. Германия издавна стремится установить воздушную линию на Китай. Одно время она стремилась провести ее через СССР, Среднюю Азию и китайский Туркестан. Нанкинское правительство шло Германии навстречу и даже заключало какие-то соглашения. Препятствия, однако, были с нашей стороны, а также со стороны урумчийского дубаня. Германия стала тогда нащупывать пути через Ближний Восток, а именно Турцию, Иран и Афганистан. Турция наотрез отказала, но Иран и Афганистан колеблются. В настоящее время намечается линия на Ирак — Иран — Афганистан, которая для Германии имеет важное значение, если даже не удастся продлить ее дальше в сторону Китая. Мы опасаемся, что колебания Ирана и Афганистана Германии не трудно будет преодолеть, если ей удастся заручиться согласием Ирака. Однако в случае отрицательного отношения к этой линии английского правительства ему не трудно было бы повлиять на Ирак и окончательно провалить германскую воздушную схему. Повторяю, не надо обращаться к англичанам специально по этому вопросу, а затронуть его лишь при беседе на другие темы.
Литвинов