Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Великобритании И. М. Майскому. 4 марта 1937 г.
4 марта 1937 г.
Против обсуждения предложения об удалении из Испании иностранцев, вплоть до агитаторов, можно не возражать[1]. Настаивайте, однако, на удалении также марокканцев и иностранцев из Иностранного легиона. Если внутренний режим Испании должен решаться одними испанцами, то недопустимы иностранцы ни под каким видом. Кстати, в Комитете надо поднять вопрос о недопущении волонтеров также в испанский Иностранный легион, иначе немцы и итальянцы устремятся в легион, а оттуда будут перебрасываться в Испанию, обойдя соглашение о волонтерстве. Надо также предложить морским контрольным пунктам ни в коем случае не задерживать заходящих туда судов дольше, чем требуется для принятия наблюдателей, а то можно опасаться в итальянском порту пакостей нашим судам. Желательно также, чтобы в случае обнаружения добровольцев или запрещенного груза наблюдатели извещали правительство страны флага с требованием приостановления дальнейшего следования судна, посылая копии радиограмм в Комитет.
Литвинов
[1] Это указание И. М. Майскому было дано в ответ на его телеграмму от 1 марта 1937 г., в которой говорилось: «Когда Плимут в конце заседания поставил вопрос об эвакуации из Испании уже находившихся там волонтеров, выяснилось, что все представленные налицо правительства в принципе согласны подвергнуть этот вопрос обсуждению. Тогда я заявил, что не имею специальных инструкций по данному вопросу, но в качестве личного мнения полагаю, что мы тоже возражать против обсуждения не будем. Просил бы дать мне по этому поводу более точные указания с учетом того, что фашистские представители (особенно португалец) требуют обсуждения эвакуации не только воюющих иностранцев, но и «политических агитаторов», а Корбен поднял вопрос также об эвакуации «технических экспертов» (см. газ. «Известия», 3 марта 1937 г.).