Протокол допроса арестованного Вавилова Николая Ивановича от 23 апреля 1941 года.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1941.04.23
Источник: 
Суд палача. Николай Вавилов в застенках НКВД. Биографически очерк. Документы. Академия. 1999. Стр. 436-438
Архив: 
ЦА ФСБ России, N9 Р-2311, т. 5, л. 82—85. Машинопись.

Протокол допроса арестованного Вавилова Николая Ивановича от 23 апреля 1941 года.

ВАВИЛОВ Н. И. 1887 года рождения, урож. г. Москвы, русский, беспартийный, гражд. СССР. До ареста — директор всесоюзных институтов: Растениеводства и Генетики, член Академии Наук СССР.

Допрос начат в 14 час. 00 мин.

Допрос окончен в 16 час. 45 мин.

Вопрос: Знаете ли вы КУБАНИНА Михаила Ильича?

Ответ: КУБАНИНА Михаила Ильича, работавшего до моего ареста агрономом-экономистом в институте экономики Академии Наук ССР, — я знал примерно с 1927 года.

Вопрос: Где вы с ним познакомились?

Ответ: С КУБАНИНЫМ М. И. меня познакомил профессор Московского университета МАКАРОВ Николай Павлович (бывший «текапист») в 1927 году. Он рекомендовал мне КУБАНИНА на должность заместителя директора ВИР’а, но назначение это не состоялось, так как меня вполне удовлетворял работавший в то время заместителем КАГАН.

Вопрос: Вам известно о времени пребывания КУБАНИНА за границей?

Ответ: Мне известно, что примерно около 1930 года КУБАНИН был командирован Наркомземом РСФСР в Америку для изучения зкономик и овощеводства, после чего им была написана книга «Экономика овощеводства в США».

Вопрос: КУБАНИНУ вы давали письма рекомендательного характера перед его поездкой в 1930 году в Америку?

Ответ: Да. Давал.

Вопрос: Кому предназначались эти письма и с какой целью вы их давали КУБАНИНУ?

Ответ: Насколько сейчас припоминаю, рекомендательные письма мною были написаны начальнику Бюро Растительной индустрии США — ТЕЙЛОРУ и старшему специалисту по сельско-хозяйственной статистике США — БЕККЕРУ. Цель рекомендательных писем — оказание помощи КУБАНИНУ в его научных работах, которые он Должен был провести в Америке.

Вопрос: Поставил ли вас КУБАНИН в известность о передаче им писем по назначению?

Ответ: Этого я не помню.

Вопрос: Имели ли вы с КУБАНИНЫМ беседы о результатах его поездки в Америку и впечатлениях о постановке сельского хозяйства в США?

Ответ: По возвращении из Америки, КУБАНИН при встрече со мной говорил о том, что он очень доволен своей командировкой, так как хорошо поработал и получил много материала для своих научных работ. КУБАНИН говорил, что он много изучал фермерское хозяйство и вообще восторженно отзывался о сельском хозяйстве США.

Вопрос: Следствию известно, что при встречах с КУБАНИНЫМ вы вели с ним беседы на политические темы. Почему вы это скрываете?

Ответ: С КУБАНИНЫМ я встречался очень редко и не помню, чтобы между нами были беседы на политические темы. Помню только, что в 1930 году когда был арестован МАКАРОВ Н. П., КУБАНИН в разговоре со мной сказал, что надо чем-нибудь помочь МАКАРОВУ, или вообще облегчить его положение. Других каких-либо разговоров на политические темы между мною и КУБАНИНЫМ не было

Вопрос: Когда вы в последний раз видели КУБАНИНА и какой характер носила эта встреча?

Ответ: Последний раз я видел КУБАНИНА в конце 1938 или в начале 1939 года, встреча была в коридоре Академии Наук, разговоров между нами никаких не было.

Вопрос: Что еще вы можете сказать о КУБАНИНЕ?

Ответ: Мне известно, что КУБАНИН находился в хороших взаимоотношениях с МАКАРОВЫМ Н. П. и МУРАЛОВЫМ А. И. — б. Нарком земледелия РСФСР, а впоследствии зам. Наркома земледелия СССР.

По политическим убеждениям, насколько мне известно, он был близок к «Трудовой крестьянской партии».

Записано правильно с моих слов и мною лично прочитано

(ВАВИЛОВ)

ДОПРОСИЛ:

ПОМ. НАЧ. 1 ОТДЕЛА СЛЕДЧАСТИ НКГБ СССР

СТ. Л Е ИТЕНАНТ ГОСБЕЗОПАСНОСТИ

(ХВАТ).