Протокол очной ставки между арестованными Вавиловым Николаем Ивановичем и Говоровым Леонидом Ипатьевичем от 9-го апреля 1941 года

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1941.04.09
Источник: 
Суд палача. Николай Вавилов в застенках НКВД. Биографически очерк. Документы. Академия. 1999. Стр. 432-435
Архив: 
ЦА ФСБ России. № Р-2311, т. 5, л. 71—77. Машинопись. Подписи—автограф Л 71-76.

Стенограмма

Протокол очной ставки

между арестованными ВАВИЛОВЫМ Николаем Ивановичем и ГОВОРОВЫМ Леонидом Ипатьевичем

от 9-го апреля 1941 года-

Очная ставка начата в 14.30

Очная ставка окончена в 15.20

Вопрос ВАВИЛОВУ: Знаете ли вы сидящего против вас?

Ответ: Да, знаю. Н. Вавилов.

Вопрос ВАВИЛОВУ: Кто он такой?

Ответ: ГОВОРОВ Леонид Ипатьевич — агроном-растениевод, являвшийся заведующим отделом зерно-бобовых культур Всесоюзного Института Растениеводства и профессором Сельскохозяйственного Института в гор. Ленинграде. Н. Вавилов.

Вопрос ГОВОРОВУ: А вам известно лицо, с которым вам сегодня дается очная ставка?

Ответ: Да, известно. Это — ВАВИЛОВ Николай Иванович — бывший директор Всесоюзного Института Растениеводства, с которым я сотрудничал на протяжении 17 с лишним лет. Л. Говоров.

Вопрос ВАВИЛОВУ: С какого года вы знаете ГОВОРОВА и в каких отношениях с ним находились?

Ответ: ГОВОРОВА Леонида Ипатьевича я знаю со студенческой скамьи. Моя близость с ГОВОРОВЫМ установилась с 1911 — 1912 г.г. по совместной работе на Московской Селекционной станции и по день ареста я сохранил с ГОВОРОВЫМ хорошие, дружеские отношения. Н. Вавилов.

Вопрос ГОВОРОВУ: Вы подтверждаете показания ВАВИЛОВА о характере ваших с ним отношений?

Ответ: Да, подтверждаю. С ВАВИЛОВЫМ Николаем Ивановичем у меня были вполне дружеские отношения. Л. Говоров.

Вопрос ВАВИЛОВУ: Свои прежние показания о проводившейся вами на протяжении ряда лет вражеской работе, вы подтверждаете?

Ответ: Да, подтверждаю. Н. Вавилов.

Вопрос ВАВИЛОВУ: В чем, конкретно, вы признаете себя виновным?

Ответ: Признаю, что с 1925 года я примыкал к «трудовой крестьянской партии» и осуществлял ее антисоветские установки, а в 1930 году установил связь с нелегальной организацией правых и пользуясь своим положением президента Всесоюзной Сельскохозяйственной Академии, а затем директора двух институтов — Растениеводства и Генетики, проводил вредительскую работу в сельском хозяйстве.

Признаю также, что во Всесоюзном Институте Растениеводства а 1931—1932 году мною была создана антисоветская группировка, в которую я вовлек ГОВОРОВА Леонида Ипатьевича. Н. Вавилов.

Вопрос ГОВОРОВУ: В принадлежности к контрреволюционной организации вы признаете себя виновным?

Ответ: Я признаю себя виновным в принадлежности с 1930— 1931 года к антисоветской группировке во Всесоюзном Институте Растениеводства, возглавлявшейся ВАВИЛОВЫМ Н. И. Л. Говоров.

Вопрос ВАВИЛОВУ: Покажите подробно, при каких обстоятельствах вами был привлечен к вражеской работе ГОВОРОВ Л. И.?

Ответ: С ГОВОРОВЫМ, как я уже показывал, меня связывала дружба еще со студенческих лет. Он был моим единомышленником не только в вопросах оценки существующего положения в стране, но и в вопросах непосредственной научно-организационной работы и разделял также мои теоретические установки в области растениеводства. Н. Вавилов.

Вопрос ГОВОРОВУ: Это — верно?

Ответ: Да, ВАВИЛОВ показывает правду Л. Говоров.

Вопрос ВАВИЛОВУ: Продолжайте ваши показания.

Ответ: Из происходивших между мной и ГОВОРОВЫМ бесед на политические темы, припоминаю те из них, которые относятся к последним пяти годам нашей совместной работы. Н. Вавилов.

Вопрос ВАВИЛОВУ: Воспроизведите содержание этих бесед.

Ответ: В беседах с ГОВОРОВЫМ я часто выражал свое недовольство по поводу политики партии в деревне и критиковал колхозный строй, утверждая, что он не создает у колхозников необходимой материальной заинтересованности в их труде, в особенности в условиях зернового хозяйства, в частности на Севере. Мы много говорили также о происходивших арестах земельных работников и с вражеских позиций критиковали карательную политику советской власти.

Мои антисоветские суждения ГОВОРОВ целиком поддерживал, так как и сам он в прошлом был близок к «трудовой крестьянской партии» и проявлял симпатию к кулацкому хозяйству и буржуазному демократизму Н. Вавилов.

Вопрос ГОВОРОВУ: А теперь вы охарактеризуйте беседы с ВАВИЛОВЫМ, в которых установилась общность ваших контрреволюционных взглядов?

Ответ: В происходивших между мною и ВАВИЛОВЫМ беседах нами неоднократно высказывалось недовольство политикой Советской власти в вопросах подбора и выдвижения кадров, в особенности в земельных органах, и назначения на руководящие должности в научно-исследовательских учреждениях, а также по поводу происходящих арестов. Неоднократно, с антисоветских позиций, мы критиковали политику советского правительства в области хозяйственного и культурного строительства, а также высказывали свое враждебное отношение к коллективизации. Л. Говоров.

Вопрос ВАВИЛОВУ: По непосредственной вражеской работе в ВИР'е вы были связаны с ГОВОРОВЫМ?

Ответ: Да, ГОВОРОВ принимал активное участие в руководстве институтом, направленном на отрыв от разрешения насущных вопросов практической селекции и семеноводства.

Осуществляя научное руководство частью ВИР’а, расположенной в Пушкине, под Ленинградом, ГОВОРОВ разрешением производственных и селекционных задач по существу не занимался. Вместо создания высокоурожайных, зимостойких и болезнестойких полевых культур ГОВОРОВ, с моего согласия, на первый план выдвинул изучение мировых коллекций полевых культур (пшеница, овес, рожь, горох и люпин).

Эти установки ГОВОРОВА резко проявились и в его личной научной работе по зерно-бобовым культурам. В последние годы (1936—1940 гг.) ГОВОРОВ совершенно устранился от практической селекционной работы, сосредоточившись преимущественно на ботанических и генетических вопросах и отойдя от задач развития сортового семеноводства зерно-бобовых культур, являющегося одним из важнейших участков советского растениеводства. Н. Вавилов.

Вопрос ГОВОРОВУ: ВАВИЛОВ правильно определил сущность вашей вредительской работы в области растениеводства?

Ответ: Да правильно. Я признаю себя виновным в том, что за последние годы умышленно во вражеских целях отстранился от разрешения вопросов, имеющих прикладное значение в сельском хозяйстве и целиком посвятил себя работе над «академическими» проблемами из области эволюции сельскохозяйственных растений и генетики. Л. Говоров.

Вопрос ВАВИЛОВУ: Организационную связь вы имели только с ГОВОРОВЫМ?

Ответ: Нет, не только с ГОВОРОВЫМ я был связан по вражеской работе в ВИР’е. У меня были и другие единомышленники. Н. Вавилов

Вопрос ВАВИЛОВУ: ...которых называть сегодня на очной ставке вам не следует.

Вопрос ГОВОРОВУ: А вы по вредительской работе были связаны только с ВАВИЛОВЫМ?

Ответ: Нет, у меня были другие связи по вражеской работе в ВИР’е ... Л. Говоров.

Вопрос ГОВОРОВУ: ...которых также называть не нужно?

Вопрос ВАВИЛОВУ: У вас есть вопросы к ГОВОРОВУ?

Ответ: Нет, вопросов к Говорову я не имею. Н. Вавилов.

Вопрос ГОВОРОВУ: А у вас к ВАВИЛОВУ имеются вопросы?

Ответ: Нет, и у меня вопросов к ВАВИЛОВУ не имеется. В. Говоров.

Протокол записан с наших слов правильно и нами прочитан.

Н. Вавилов Л. Говоров.

ОЧНУЮ СТАВКУ ПРОВЕЛИ.

ЗАМ. НАЧ. СЛЕДЧАСТИ НКГБ СССР

МАЙОР ГОСУДАРСТВЕН. БЕЗОПАСНОСТИ

Л. Шварцман.

ПОМ. НАЧ. 1 ОТДЕЛА СЛЕДЧАСТИ НКГБ СССР

СТ. ЛЕЙТЕНАНТ ГОС. БЕЗОПАСНОСТИ

А Хѳэт

СЛЕДОВАТЕЛЬ 1 ОТДЕЛА СЛЕДЧАСТИ НКГБ СССР

ЛЕЙТЕНАНТ ГОС. БЕЗОПАСНОСТИ.

Д. М. Коноплев.