Письмо Полномочного Представителя СССР в Швеции Народному Комиссару Иностранных Дел СССР М. М. Литвинову. 9 января 1937 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1937.01.09
Источник: 
Документы внешней политики СССР. Т. 20. Январь – декабрь 1937 г. / Министерство иностранных дел СССР; - М.: Политиздат, 1976., стр. 23-24.

9 января 1937 г.

Глубокоуважаемый Максим Максимович,

Как я уже сообщала телеграфно, Сандлер[1] просил меня приехать к нему вне приемного дня, чтобы сообщить следующее: что он весьма сожалеет, что в печати появились не отвечающие действительности слухи о его намерении поехать в Союз в настоящий момент и что эти слухи связаны были с намечающейся поездкой Холсти[2]. Он считал необходимым сделать опровержение именно ввиду того, что связывание его поездки с поездкой Холсти могло бы дать пищу к кривотолкам [по поводу] отношений, существовавших и существующих между Швецией и Союзом. «У нас с вами ведь нет тех недоразумений и трудностей, какие у вас имеются с Финляндией», Сандлер добавил к этому и подчеркнул, что просит передать это Советскому правительству, что кабинет очень сочувственно относится к возможной поездке Холсти в Союз, считает, что эта поездка может иметь результатом ликвидацию недоразумений и трудностей, существующих между Союзом и Финляндией, и выражает пожелание, чтобы между вышеназванными государствами установились столь же искренно дружеские отношения, какие существуют между Швецией и Союзом. К концу беседы Сандлер сказал, что он при случае будет рад посетить Советский Союз, но что в беседах с Вами ни разу, «даже намеком», этот вопрос не задевался. Он явно давал понять, что ждет со стороны Москвы своего рода «поощрения». На основании Ваших директив я не сочла нужным проявлять заинтересованность в его поездке в Союз, поблагодарив за сообщение, я обещала передать его Вам.

В беседе Сандлер задел вопрос о морском соглашении. Я объяснила ему нашу позицию соответственно Вашим указаниям[3], что соглашение с Англией нами было уже достигнуто, но с некоторыми изъятиями в пользу Союза. Сандлер не настаивал и не расспрашивал, в чем заключаются эти изъятия. Сандлер живо заинтересовался, когда я ему сказала, что во избежание волокиты Союзом было предложено созвать конференцию заинтересованных стран. Он считает, что в настоящей тревожной обстановке такая конференция была бы полезна, но едва ли сейчас осуществима.

Сандлер едет в конце месяца в Бельгию, сопровождая короля Густава, наносящего визит королю Леопольду.

Из частных бесед с членами кабинета явствует, что, по их убеждению, заинтересованность Германии Финляндией показывает известную тенденцию к понижению, что они объясняют эффективностью обороны Союза именно по северной линии и, наоборот, усилением «интереса» Германии к Прибалтийским странам, как стратегически более подсобным.

Полпред в Швеции

А. Коллонтай



[1] Министр иностранных дел Швеции.

[2] Министр иностранных дел Финляндии.

[3] Имеется в виду письмо М. М. Литвинова А. М. Коллонтай от 2 января 1937 г., в котором говорилось: «Шведы добиваются через Вас подробностей о наших переговорах с Англией. Привлечение к подобным переговорам Швеции имеет место по инициативе Англии, и казалось бы, что она и должна дать Швеции необходимые разъяснения. Можете сообщить

Сандлеру, что нами было уже достигнуто соглашение с Англией, согласно которому мы присоединяемся к англо-франко-германскому морскому соглашению с некоторыми изъятиями в нашу пользу, основанными на том, что наш флот находится еще в периоде восстановления, и на отсутствии соглашения с Германией и Японией».