Докладная записка сектора структуры и штатов Наркомзема СССР А.А. Андрееву и И.А. Бенедиктову о фактах недовольства колхозников Советской властью. 2 сентября 1939 г.
№231
В 1938 г. за контрреволюционную работу и вредительство, выразившиеся в разложении колхозов и попытку путем мародерства вызвать недовольство колхозников советской властью, по приговору Военной коллегии Верховного суда, расстреляны враги народа, находившиеся в руководстве Жлобинского района Гомельской обл. БССР, бывшие секретарь райкома Алерзак, председатель рика Люцко, райпрокурор и др.
После расстрела Аперзака секретарем райкома стал работать т. Косой, руководство которого по проведению в жизнь постановления ЦК ВКП(б) и Совнаркома Союза СССР от 27 мая с.г.1* о сселении хуторов и землеустройстве усадеб колхозников, как говорят колхозники Жлобинского района и свидетельствуют нижеприведенные факты, мало чем отличается от руководства расстрелянных врагов Аперзака и др.
1. Секретарь райкома партии т. Косой, организовав группы колхозников из колхоза им. Ворошилова Казимировского сельсовета, и без предупреждения о переселении сломал крыши, потолки, печи, двери, окна в домах колхозников и единоличников, живущих на хуторах Сеножатковского сельсовета и в других сельсоветах Жлобинского района. Многие хуторяне, колхозники и единоличники, не имея средств и помощи со стороны перевезти разрушенные дома в деревни, живут, как говорят, под открытым небом.
По рассказам колхозников колхоза им. Ворошилова Длуцкого Александра Ивановича и Вороновского, участвовавших в сломке хуторов в Сеножатском сельсовете2*, при сломке домов под руководством т. Косого доходили до таких курьезов, что разламывали печь во время варки обеда и разбивали горшки с обедом.
В Коротковичском сельсовете на хуторе Подлипье разрушили домик гр. Киселевой Ирины. Не имея абсолютно никаких средств перевезти домик в колхоз им. Энгельса, Киселева долгое время жила с 4 детьми под открытым небом. Ни райисполком, ни сельсовет, ни колхоз помощи в перевозке домика не оказали, и только домик был перевезен Киселевой при помощи далеких родственников, колхозников и единоличников.
Представители Жлобинского райисполкома и Коротковичский сельсовет заставили колхозника колхоза им. Энгельса гр. Доморацкого домик, находящийся в конце деревни, на расстоянии не больше 250 м, перевезти ближе к деревне на 100-120 м, тогда как прежняя усадьба гр. Доморацкого входит в черту усадьбы колхоза для дальнейшего сселения. Такая бессмысленная ломка и переселение лишили Доморацкого садика, который он посадил на старой усадьбе. Не лучше дело обстоит и в других сельсоветах Жлобинского района с переселением.
Характерно, что в районах, расположенных возле г. Минска, на глазах белорусских правительственных органов, жители хуторов вместо сселения в деревни и села, где имеются колхозы, беспрепятственно перевозят свои хутора в г. Минск и без всякого плана, как попало, пристраиваются целыми деревнями к г. Минску.
2. В Жлобинском районе, по распоряжению районных властей, повсеместно произведены примитивные обмеры усадеб колхозников и единоличников, и оказавшиеся излишки отрезаны, а посевы на них (рожь, картофель, огородные культуры в цвету) были перепаханы и после запашки колхозами засеяны ячменем и другими культурами, которые ввиду позднего времени посева совершенно погибли, и в результате получилось, что два раза пахали и два раза сеяли впустую.
На вопрос колхозников колхоза им. Энгельса Коротковичского сельсовета, зачем запахивать посевы на отрезках, которые, если не положено использовать колхозникам, с успехом мог убрать колхоз, председатель Коротковичского сельсовета ответил: «Есть такое секретное распоряжение свыше, т.е. с Гомельского обкома партии».
3. Посевы единоличников в Коротковичском сельсовете, произведенные на запасном фонде по распоряжению сельсовета и районных властей колхозами им. Энгельса и др., убраны в пользу колхозов, и таким образом единоличники, засевая по плановому заданию сельсовета земли на запасном фонде, остались без хлеба. Причитающийся налог за площадь, на коей сняли посевы колхозы, с них взыскивают.
4. В колхозе им. Энгельса представитель района и председатель Коротковичского сельсовета вместо того, чтобы колхозникам отвести усадьбы в одном месте, усадьбы отвели кусками в нескольких местах. И, таким образом, создали неудобства колхозникам и самому колхозу. Неудобство это заключается в том, что, с одной стороны, колхозник возле своего двора из-за незначительного количества земли не в состоянии устроить необходимый им огород или иметь садик и вынужден по кусочкам, в нескольких полях колхоза устраивать огород, а, с другой стороны, кусочки усадебных земель колхозников в полях колхоза нарушают правильную машинную обработку полей колхоза и, вместе с тем, вызывают всякие споры и недоразумения колхоза с колхозниками.
5. Вследствие того, что при сселении хуторов не оказывается нужной помощи сселенцам со стороны районных организаций, сельсоветов и колхозов, на сегодняшний день масса колхозников и единоличников находится в разрушенных домах и не может переселиться. Садики хуторян, которые при организованной помощи с успехом могли быть пересажены на новые усадьбы, остаются на хуторах беспризорными, и при таком положении неизбежна их гибель, а это составляет большое богатство в сельском хозяйстве.
Такие произвольные действия районных представителей и сельсовета по сселению хуторов, отводу усадеб колхозникам и единоличникам, а также по уничтожению посевов колхозников на отрезках от усадеб вызывают массовые недовольства со стороны колхозников и единоличников. Многие колхозники, рассказывая о таком произволе района и сельсовета, говорят: «Партия, правительство и т. Сталин требуют, чтобы нам устраивали лучшую жизнь, сселенцам-хуторянам оказывали всевозможную помощь в переселении, благоустраивали колхозы и привели в надлежащий порядок усадьбы колхозников, но местные наши представители власти делают наоборот, ломают хаты хуторян и бросают на произвол судьбы, запахивают на усадьбах посевы колхозников, заставляют колхозников пересевать их и т.д. Таких безобразий мы еще не встречали, как встречаем от своих местных руководителей, они делают хуже белополяков и немцев, белополяки и немцы нас грабили, избивали плетями, но оставляли хотя бы хаты для детей, а эти руководители хаты и те разломали, и с детьми людям приходится скитаться на улицах».
Необходимо отметить, что Наркомзем БССР должных мер к устранению подобных безобразий с сселением и отводом усадеб колхозникам не принимает.
Начальник сектора структуры и штатов НКЗ СССР Любинский
1* См. док. № 208.
2* Так в тексте.