Письмо епископа Андрея (Ухтомского) патриарху Тихону. 17 апреля 1924 г.

Реквизиты
Тема: 
Направление: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1924.04.17
Метки: 
Источник: 
Русские патриархи ХХ века. Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. Москва. Издательство РАГС. 1999. Стр. 122-124
Архив: 
ЦА ФСБ. Следственное дело патриарха Тихона. Т. 5. Л. 208 — 209. Автограф.

17 апреля 1924 г.

Его Святейшеству Святейшему Тихону,

Патриарху всей России

Ваше Святейшество!

В дополнение к моему первому скорбному письму из …. 1 решаюсь писать Вам эти строки. Предупреждаю, что только скорбь об устроении церковной жизни заставляет меня даже из-под ареста писать Вам; и прежде всего от всей души приветствую Вас: "Христос посреди Нас”, а теперь приступаю к развитию мысли, вложенной в это приветствие.

Ваш арест в свое время наполнил сердца верующих тревожною скорбью, в тягчайший период истории Русской Церкви оставшихся без какого бы то ни было руководства.

Год тому назад Вы были освобождены; Вы сознались в своих ошибках против Соввласти, и верующие напряженно стали ждать от Вас, главы Церкви, активной деятельности по определенной программе и без повторения ошибок.

"Живая Церковь" разлагает совесть народную, возбуждая раздражение масс на религиозной почве. Сотни пастырей, по явно ложным доносам, по явной клевете арестованные, остались верны своему делу и томятся в ссылках и тюрьмах.

Что же сделали Вы, Ваше Святейшество, для оздоровления церковной жизни? Общий голос и епископов, и мирян: за год не сделано ничего! Вы окружили себя архиереями, не известными даже для их собственной паствы; Вы по-прежнему не знаете никакой программы устроения церковно-общественной жизни, и по-прежнему вся Ваша деятельность выливается в торжественные богослужения. Но, Ваше Святейшество, те розы, которыми усыпают Ваш путь московские богомольцы, не могут считаться признаком торжества православия и нисколько не успокаивают народной совести по всему пространству Вашей обширной патриархии. Для этого нужны иные пути — твердые и ясные.

Эти пути имеются! Создание церковной соборности, обязательное введение выборного начала и уничтожение в церковной жизни "назначенства", в параллель с гражданскою федерациею деление России на автономные архиепископии, введение в жизнь декрета Нар. Ком. Юста о "Нормальном Уставе религиозных общин", радикальное уничтожение всяких намеков на глупый русский клерикализм — вот что необходимо для русского народа и лучших представителей Соввласти. Открытая, твердая работа в этом направлении очень скоро даст благие последствия, она: 1) успокоит народную совесть; 2) организует русский народ в здоровые трудовые кооперативные общины; 3) заслужит доверие гражданской власти; 4) безболезненно ликвидирует весь позор "Живой Церкви", столь всеми презираемой; 5) сделает народную жизнь нравственно неуязвимою со стороны врагов народной власти; 6) подорвет у всякой контрреволюции надежду использовать религиозное чувство народа и развивающийся его антисемитизм в своих целях для новых кровавых авантюр. Вот что нужно...

Но вы, Ваше Святейшество, молчите, а массы народные жаждут Вашего руководства, а у Соввласти создается совершенно ложное впечатление итальянской забастовки, хитроумного с Вашей стороны (и со стороны всех несчастных "тихоновцев") выжидания политической погоды. Подымите же Ваш голос. Святейший Владыко!

Впишите в историю Вашего патриаршества святую страницу. Время не ждет, Ваше Святейшество. Ведь Соввласть требует плебисцита в православной Бессарабии; почему же Вы не заботитесь о приходском церковном плебисците? Кто с Вами? Знаете ли это Вы? И знает ли это, кто идет за Вами, куда Вы их ведете? Знаете ли Вы, что целые приходы уходят от Церкви в старообрядчество из-за ложного голоса "Живой Церкви" и из-за полного безгласия Вашего.

Святейший Владыко! Умоляю Вас, скажите твердо, что нужно кому делать, и благословите всех на устроение доброй народной жизни. Благословите жить радостью во славу Божию, а не только умирать неизвестно по чьему капризу. Я пишу не о себе; я знаю, кому и чему я служу, ради чего страдаю. Я пишу о Вашей немощной пастве, которую ныне можно использовать одинаково и для добра, и для зла; я об них, немощных, хлопочу.

Примите уверение в должном моем к Вашему Святейшеству почтении и послушании.

Грешный Епископ Андрей (Уфимский по избранию и Томский по распоряжению Вашего Святейшества).

7-я камера Туркестанского ГПУ.

(Не имея возможности воспользоваться почтою, посылаю это письмо единственным доступным для меня способом.)

____________________

1 Название населенного пункта в документе написано неразборчиво.