Запрос петроградского губернского прокурора в наркомюст. 20 сентября 1923 г.
20 сентября 1923 г.
№ 772 Секретно
В начале текущего года причт одной церкви обратился ко мне за разъяснением, действительно ли угрожает настоятелю церкви быть привлеченным по обвинению в контрреволюционных действиях за публичное поминовение Патриарха Тихона, как это циркулярно оповещал Петроградск[ий] Совет. Имея в виду состояние о. Тихона под судом по обвинению [в] контрреволюционных выступлениях, я разъяснил вопрос в положительном смысле.
Впоследствии, по принесении Тихоном раскаяния в своей преступной деятельности и освобождении его из-под стражи, местные причты снова стали запрашивать меня по тому же предмету, имея в виду иную выявившуюся политическую ситуацию Тихона.
Допуская доверчивое отношение власти к искренности раскаявшегося о. Тихона, что, видимо, и послужило основанием к освобождению его из-под стражи, я нашел, что публичное поминовение о. Тихона, а равно объявление его отдельными группами верующих своим духовным руководителем признаков контрреволюционного характера заключать не будет.
Но, имея в виду с формальной стороны состояние о. Тихона под судом, коим оправдательный приговор еще не вынесен, а равно существующую борьбу религиозных течений, в коей представители "Живой Церкви" ревниво агитируют против о. Тихона и его приверженцев, я в разъяснениях на запросы принтов, воздержавшись от тех или иных квалификаций сочувствия о. Тихону, ограничился одним указанием на то, что при настоящем положении публичное поминовение Тихона и открытое избрание его своим руководителем могут дать повод к привлечению по 68 ст. Уголовного] код[екса].
Представляя изложенное на усмотрение Отдела и прилагая при сем копию заявления приходского совета церкви Рождество Христово, прошу руководящих указаний, как в дальнейшем поступать в подобных случаях.