Из стенограммы февральско-мартовского (1937 г.) пленума ЦК ВКП(б). Из выступления Л.И.Мирзояна. 21 февраля 1937 г.
№ 88
Тов. Жданов в своем докладе правильно подчеркнул, что в связи с предстоящими выборами по новой системе наметилось большое оживление работы враждебных элементов почти во всех областях и республиках. У нас, мы знаем на опыте нашем, особенное оживление проявляют такие враждебные элементы, как попы и муллы. Они во время переписи и вообще после переписи в последний период проявляли значительную активность. Причем в некоторых местах нашей южной области удалось даже под влиянием этих элементов открыть снова мечети. Кое-где они развернули даже работу за строительство новых мечетей и надо сказать прямо, что нашлись даже целые колхозы, которые поддавались агитации этих элементов, поддерживали их. К сожалению, наши партийные организации оказались застигнутыми врасплох, прозевали начальный период развертывания этой активной, враждебной агитации попов и мулл. Характерно, что особенно большую работу развертывают эти реакционные и враждебные элементы вокруг
Старых, больших и известных в мусульманском мире мечетей. У нас есть такой город Туркестан. Там существует старая мечеть «Хазрет Султан», чуть ли не несколько сот лет тому назад построенная30. Вокруг этой мечети особенно большую работу они развертывают.
Постышев. А вы ее сломайте, тогда и не будут.
Мирзоян. Мы, товарищ Постышев, во время не догадались сломать эту мечеть, сохраняли ее, как большую историческую ценность. Ведь существует даже специальный комитет памятников старины, который следит и бережет эту мечеть. И вот мы берегли ее, как памятник старины, а теперь этот памятник старины стал центром религиозной большой работы не только в Казахстане, но почти во всей Средней Азии. У нас есть сведения, что из Ферганы, Туркестана, Таджикистана приезжают туда почти группами колхозники... Говорят, что в старое время эта мечеть имела большое значение и бедняцкие элементы, которые не в состоянии были ездить в Мекку, ездили сюда, чтобы получить звание хаджи. Все это говорит о том, что наши партийные организации не сумели понять значение Конституции и те задачи, которые конституция выдвигает перед партийными организациями, чтобы соответственно с этими задачами перестроить свою работу и работу советов. Надо отметить, что работа городских и сельских советов является у нас наиболее слабым участком. Это не только специфическое казахстанское явление. Как видно из выступлений других товарищей, работа советов, особенно массовая работа советов, очень слаба... Такую же активность мы наблюдаем и со стороны русского духовенства. В Казахстане ведь солидное русское население, особенно казачье население. Вот среди казачьего населения за последнее время также имеются факты оживления этой работы. В Гурьеве были даже попытки организовать крестный ход, причем наши партийные организации настолько были застигнуты врасплох, не знали, что им делать и вместо принятия действенных организационно-политических мер начали нас запрашивать как, мол, быть? Опираясь на такой-то пункт Конституции относительно свободы вероисповедания, требуют разрешить организовать крестный ход и пойти на реку Урал, мотивируя тем, что издавна русское казачество этого района всегда крестным ходом ходило на реку Урал и т.д. Это факт, товарищи.
Берия. А чем закончилось это. Крестный ход состоялся все же?
Мирзоян. Конечно, крестный ход не состоялся, сорвали, не дали организовать, но между прочим, в целом ряде мест духовенство так ловко подделывается под советский лад, что буквально разоружают наши отдельные первичные организации. У нас был случай, когда в церквах и мечетях выступали с докладами о новой конституции, говорили относительно великого значения конституции и т.д. В одном месте даже поп выступил с такой проповедью: «Богом хранимую страну нашу и правительство ее да помянет господь в царствии своем». Кое-где наши товарищи думают, что раз в Конституции имеется пункт о свободе совести, то и попы будут вести работу и буквально оказались разоруженными, не в состоянии принять ряд действенных мер для того, чтобы предотвратить работу контрреволюционных элементов...
30 Имеется в виду памятник среднеазиатского зодчества конца XIV в — комплекс мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави, состоящего из огромного прямоугольного в плане здания с мощным арочным порталом, двумя башнями, парадным залом, мавзолеем, мечетью, библиотекой и другими помещениями.