Из стенограммы февральско-мартовского (1937 г.) пленума ЦК ВКП(б). Из выступления С.В.Косиора. 27 февраля 1937 г.
№ 87
Правильно поставлен вопрос о задачах предстоящей выборной кампании, на основании новой Конституции, нового избирательного закона. Правильно т. Ждановым поставлен вопрос о том, как нужно перестроить свою внутрипартийную работу, чтобы поднять мобилизованность партии для успешного проведения тех очень сложных задач, которые нам предстоят в связи с новой Конституцией и в особенности с новыми выборами. Я хочу подчеркнуть некоторые моменты. Если раньше система агитации при выборах заключалась в том, что мы собирали собрания, выступали на собраниях и после этого проводили голосование, то сейчас вопрос поставлен по-другому. Сейчас будет голосовать каждый индивидуально, да еще путем закрытого голосования. Следовательно, такие старые формы агитации, как собрания, хотя в качестве агитационного средства и остается, однако этого одного средства уже явно недостаточно. Нам придется подойти индивидуально к избирателю, чтобы знать, чем тот или иной избиратель политически дышит.
Голос. Надо изучать избирателя.
Косиор. Само собой разумеется, как можно узнать, что он собою представляет, если его не изучать. Значит нужно таким образом перестроить нашу работу, создать такую систему агитации и так расставить свои силы, прибавить нашим силам широкий беспартийный актив, чтобы этот индивидуальный подход и наше политическое проникновение в сознание каждого избирателя обеспечить. Голосовать ведь теперь будут все. Есть ли такие слои населения, в отношении которых мы могли бы сказать — сюда можно не ходить, здесь мы можем рассчитывать на то, чтобы поднять свое влияние? Я считаю, что таких слоев у нас в стране нет. Так что все решительно слои населения могут и должны быть под нашим политическим и организационным влиянием, в отношении всех слоев населения мы должны сделать определенную попытку и настойчиво добиваться усиления нашего влияния. До сих пор нашу агитационную работу мы ведем с расчетом не на все слои населения. Основную ставку до сих пор мы делали на завод. ...Придется перестроить агитационно-массовую работу так, чтобы все слои населения охватить... Нам придется сейчас взять под свое влияние огромнейшее количество людей, среди которых мы раньше не работали или почти не работали, ибо мы раньше выбирали огулом, просеивали через сетку и имели почти полную гарантию, что чуждые люди не пройдут.
Теперь нам надо знать и другую линию, это источник чуждых влияний, откуда эти чуждые влияния могут идти... Один из таких источников чуждых влияний здесь называл т. Жданов — это всякие религиозники. Сейчас происходят интересные явления, гот которых некоторые наши руководители теряются. Например, на Украине было несколько случаев, когда религиозные общины обращались за разрешением собираться, принять приветствие т. Сталину и Центральному комитету по поводу утверждения новой Конституции (Шум, смех). Наши товарищи в полной растерянности: разрешить? — Народ имеет право принять приветствие своему вождю: разрешить? — Черт знает что из этого выйдет. У нас были такие собрания верующих, они принимали приветствия, любопытные приветствия, очень выдержанные, где ловко доказывали, что религия не противоречит социализму, что т. Сталин как наиболее чуткий человек, понял это. Оканчиваются эти приветствия клятвой в верности советскому строю. Мы были бы наивными людьми, если бы принимали эти клятвы за чистую монету. Нас надо было бы за это бить. Между тем, у нас есть случаи, когда в этих собраниях принимали участие тысячи людей,
Молотов. Ну, конечно, не тысячи, а миллион.
Косиор. Совершенно правильно, т. Молотов, верующих наберется не тысячи, а пару миллионов. Следовательно, нам надо тут каким-то образом протянуть свои щупальцы, знать что происходит, что делается, какие организующие рычаги, центры имеются. И все это надо делать заблаговременно, потому что во время избирательной кампании будет уде поздновато заниматься этими делами. У нас есть еще один совершенно забытый участок — огромнейшие слои мелких кустарей в городах и особенно в мелких местечках. Это десятки и сотни тысяч людей. Мы абсолютно не заглядываем в эти местечки, совершенно не интересуемся этим большим слоем людей, совершенно не знаем, что там делается, что происходит. Между прочим, здесь т. Эйхе правильно напомнил насчет последней переписи. Перепись показала, что у нас есть еще много примеров страшной дикости, консерватизма, косности даже в городах. Я уже не говорю о маленьких городишках, медвежьих углах, а там просто дикие люди имеются, исключительно фанатично настроенные религиозники, которые питают к советскому строю страшную ненависть.