Спецсообщение Н.И. Ежова И.В. Сталину с приложением копии заявления С. Бергавинова. 5 ноября 1935 г.

Реквизиты
Датировка: 
1937.11.05
Метки: 
Источник: 
Лубянка. Сталин и Главное управление госбезопасности НКВД. Архив Сталина. Документы высших органов партийной и государственной власти. 1937—1938. — М.: МФД, 2004, стр. 420-421.
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 24. Д. 325. Л. 159—161.Подлинник Машинопись.

5 ноября 1937 г.

№ 61723

СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУ

Направляю копию заявления арестованного Бергавинова от 2.XI.37 г.[1]

Народный комиссар внутренних дел СССР ЕЖОВ

НКВД СССР

С сегодняшнего дня я дальнейшие запирательства считаю бессмысленными, прекращаю борьбу со следствием и изъявляю желание дать исчерпывающие показания, как о своей преступной деятельности, так и других лиц, кои мне известны как участники антисоветского заговора.

Впервые на путь антисоветской борьбы я встал в 1933 году по возвращении в Москву с Дальнего Востока. Основной причиной, которая толкнула меня на этот путь явилось неправильное на мой взгляд снятие меня с ДВК, что вызвало во мне вначале недовольство, впоследствии переросшее в злобу против отдельных руководителей ЦК.

Меня вовлек в антисоветскую организацию впервые Могильный, с которым я был связан личными отношениями и тесной дружбой в течение ряда лет. Впоследствие мне стало известно, что в антисоветской организации участвуют целый ряд лиц: Яковлев, Вегер, Гринько, Иоффе С., Конторин, Хлоплянкин, Судьин и др.

Эта антисоветская организация, в которой я принимал участие, признавала как метод борьбы с советской властью индивидуальный террор.

Первый разговор о применении террора над отдельными руководителями ВКП(б) и правительства у меня был с Могильным летом 1935 года, после которого я приступил к созданию террористической группы. Я лично как участник организации в 1935 году в Москве создал террористическую группу для организации покушений на руководителей правительства.

В эту террористическую группу с конца 1935 года я вовлек враждебных решительных людей — Эрмон, Крылова, Чиковани, Жигалева, Почернева, Левина, Жданову. О созданной мной террористической группе я информировал в начале весны 1936 года Могильного, а затем летом 1936 года Гринько.

Террористы, каждый в отдельности, по моему поручению изучали пути и способы, маршруты, время прохода правительственных машин для совершения террористических актов над отдельными руководителями партии и правительства.

Подробные показания о своей антисоветской террористической деятельности обязуюсь дать на следующем допросе.

2.XI. 37 г.                                                                                             С.    БЕРГАВИНОВ



[1] На первом листе имеется рукописная помета: «Т. Ежову. А Иоффе С. арестован? Нужно арестовать как Иоффе, так и Эрмона, Чиковани и других «террористов». И. Сталин».