Докладная записка ПП ОГПУ по Северному краю С.А.Мессингу о хозяйственном устройстве высланных кулаков. 6 сентября 1930 г.
№ 221
Совершенно секретно.
№ 4885 к
ПП ОГПУ по Северному краю, начиная с марта мес., посылало регулярную информацию о высланных кулаках спецсводками в адреса: зам. председателя, начальника СОУ и начальника ИНФО. В июне—июле спецсводки посылались даже каждые пять дней, а начиная с августа мы перешли на сводки-десятидневки. В сводках мы подробно описывали не только политнастроения высланных кулаков, но и ход строительства поселков, хозустройство, снабжение и прочие нужды. Поэтому мне кажется недоразумением, что мы в Вашей телеграмме № 13298 включены как ПП, не регулярно информирующее ОГПУ о хозустройстве кулаков.
На протяжении всего лета вопрос о хозустройстве высланных кулаков мною неоднократно ставился на бюро крайкома, и последним принимались конкретные решения. Начальники окротделов ставили этот же вопрос также в окружкомах, и решением последних, помимо практических мер, ряд работников, не уделивших достаточного внимания вопросу расселения кулаков, подвергнуты разным взысканиям — вплоть до исключения из партии и предания суду.
Последний раз на бюро крайкома вопрос обсуждался 27 июля. Был принят ряд практических мероприятий, ускоряющих как стройку поселков, так и хозустройство, и, кроме того, было поручено РКИ совместно с нами обследовать положение дела и работу ряда краевых организаций, занимающихся устройством кулаков. В течение августа мес. производилось обследование, и крайРКИ взгрела ряд работников за халатность. Сегодня на бюро крайкома будут обсуждаться предложения и выводы РКИ и наши добавления.
После июльского нажима и, особенно, в процессе обследования в хозустройстве наметился определенный перелом, и в ряде районов кулацкие поселки стали реальной вещью еще до наступления зимы. Для форсирования строительства мы вынуждены были снять всех трудоспособных кулаков с работ в хозорганизациях.
На снятие с работ и направление на стройку поселков кулаки реагировали усилением бегства. Бегущие устраивались обратно на работах хозорганизаций (сплаве, окорке и т.п.), так как работа там оплачивалась и работающие получали больший паек, чем на строительстве поселков. Крайне недостаточный паек, выдаваемый кулакам на стройке поселков, являлся главной причиной, тормозившей успешность хозустройства. В конце августа правительство удовлетворило ходатайство крайисполкома и разрешило выдавать кулакам, занятым на стройке поселков, 800 г хлеба. Это в значительной мере ускорит темп строительства и сократит бегство.
Бегство кулаков является нашим главным бичом. С начала расселения до 20 августа мы задержали по всему краю 14 377 кулаков, из коих с подложными документами — 1907 чел. Из бегущих часть (женщины с детьми, нетрудоспособные) направлены к местам поселения обратно и около 3 тыс. чел. тройкой заключены в лагерь. По борьбе с бегством нами принят ряд решительных мер: круговая порука, летучие опергруппы на дорогах, конфискация закрытых писем, идущих в поселки, запрещение въезда в поселки родственникам, прекращение выдачи и отправки детей на родину и т.д. Эти меры частично ослабили бегство, но из-за слабости нашего аппарата на местах (1—2 работника на район с десятком тысяч кулаков и ссыльных) и недостаточно крепкий количественно и качественно аппарат поселковых комендатур (комендант и милиционер на каждые 500 дворов) лишают1* нас возможности совершенно прекратить бегство. Мы добились постановления крайисполкома о содержании коменданта и милиционера за счет местных средств в каждом поселке независимо от количества дворов, но из-за отсутствия людей не все поселки полностью укомплектованы.
Подробную докладную записку о положении дела с высланным в край кулачеством вышлю к 20 сентября.
ПП ОГПУ по Северному краю Аустрин
1* Так в тексте.