Из сводки № 75 писем отдела читки и расследования редакции газеты «Правда» о настроениях в деревне «Враги компартии действуют», «О политике партии в деревне». 21 мая 1930 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.05.21
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 2. ноябрь 1929 — декабрь 1930. Москва РОССПЭН 2000. Стр. 458-461.
Архив: 
РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 37. Д. 101. Л. 124-120. Копия.

№ 170

Из сводки № 75 писем отдела читки и расследования редакции газеты «Правда» о настроениях в деревне — «Враги компартии действуют», «О политике партии в деревне»1*

Совершенно секретно.

В сводку взяты самые характерные факты только отрицательного порядка.

Составлена отделом читки и расследования редакции газеты «Правда» по 30 письмам.

Враги компартии действуют

Троцкий прав

Ошиблись. ЦК ВКП(б) хочет спасти свое положение, свалив на здоровую голову, неповинную ему. Прав Троцкий: не строить социализм в одной стране, когда окружены со всех сторон империализмом. А что делается сейчас, петухи не поют, яиц не будет, мяса нет, посев хлеба сокращен до минимума. Экономика колхоза при классовом социалистическом обществе не может строить хозяйство.

Сталин хочет себя оправдать, интеллигенты ВКП(б) довели его в тупик2*. Сталин и ЦК испугались одной личности — Троцкого. Плохие руководители, вы там никого не нашли выслать за границу, чтобы спасти создавшееся положение (анонимка).

Теория Бухарина о врастании кулака в социализм осуществима

Я хочу обратить внимание на п. 7 Устава с/х артели139, где говорится, что изъятия из этого правила допускаются для кулацких семей, из состава которых имеются преданные делу Советской власти члены (учителя и т. д.). В абсолютном большинстве учителя сельской местности происходят из семей бывших людей, и все они, безусловно, будут давать поручительство за своих папу, маму, урядника, жандарма и т. д., спрашивается, где же лозунг партии «ликвидация кулака как класса»? Нет! Теория Бухарина о врастании кулака в социализм осуществилась на самом деле (с. Трифон Иваново-Промышленной обл., Бармичев Иван Григорьевич)3*.

Ложь у вас, а не Советская власть

Теперь, когда работа колхоза стала налаживаться, был получен новый устав («Правда», 2 марта), где коренным образом меняются некоторые установки. В крестьянстве страшное волнение. Усиленно слышны возгласы: «Вот вы нас все обманываете, ложь у вас, а не Советская власть», «гнать вас в три шеи». Сильно развивается антиколхозная кулацкая агитация (вплоть до топора).

Наше мнение, что у нас, как в районе живот[новодческом], должно быть полное обобществление скота, так как это является основной экономикой края, а также и единственной доходной статьей колхоза (член правления колхоза «Смычка», Вологодский окр., станция Чебсара, Сиземское почтовое отделение, д. Плосково, школа Любчанской).

О политике партии в деревне

Коммунарам Сибири надо помочь

Сибирские коммуны бедствуют. Семян не хватает, хлеба тоже, скота много с голода гибнет. Скот — коровы, овцы — как селедки в бочке. Питание коммунаров — хлеб, а больше ничего. Масла заготовить придется немного. Скот заморен голодом. Жалование коммунары уже по году не получают. Дух коммунаров робкий.

Подкулачники говорят: «У кулака я, мол, батрачил, был сыт хлебом и жирами, за год получал 100—150 руб., а в коммуне голод, и работать приходится даром». «Кормите так и платите так, как платил кулак, тогда и я пойду в коммуну».

Так часто говорят бедняки, бывшие раньше батраками (без подписи):

В коммунах нищеты хоть отбавляй

В излишки пошел хлеб едовой и семена. Много бедноты и середняков в коммуны не влилось. Семян и хлеба у них нет. Голод висит над головами. Сеять нечем, едва ли 50% посеет большинство единоличников.

Единоличники забыты под громкий зов в коммуны, а в коммунах нищеты хоть отбавляй. Вся вина, конечно, в природе засушливого лета 1929 г. Такого года Сибирь не помнит, когда он был здесь (Никулин).

Коммуна — контрреволюционное общество

Большинство коммун в Бийском окр. организовано путем принудительным, эти коммуны представляют из себя организованное контрреволюционное общество, которое ждет момента выступить против Советской власти и партии.

Члены этих принудительных коммун были очень рады, что началось восстание в Ойротской обл. и в Бийском окр., если бы не зима, так можно было бы с уверенностью сказать, что все члены этих принудительных коммун восстали бы против Советской власти. В этих коммунах скот гибнет сотнями, никто не хочет работать. Во многих коммунах голод, болезни заразные, драки, ругань и все проч. (анонимка, Бийский окр.).

Коллективизация против зажиточных хозяйств

Если мы допустим коллективизацию зажиточным хозяйствам, то бояться вредительства не приходится потому, что власть в руках рабочих. Нужно суметь заставить их на нас работать, так как они мощные, у них есть свои средства и мало нуждаются в государственном кредите (Сухиничский окр., М.Н.).

Коллективизация дает убытки

...4* Не тяните на аркане крестьян в колхозы, а оставьте их на местах нетронутыми, дайте им свободную конкуренцию, обложите их подесятинно натуральным налогом, не отнимите у них наемный труд, спекуляцию и побочный заработок. Такими рамками вы безболезненно убьете кулака как класс в течение 2 — 3 лет. Настоящее колхозное движение за 3 мес. по БССР дало убытков свыше 3 млн. Настоящее колхозное движение только на руку нашим вековым врагам.

Товарищи, если вы откажетесь от этого плана, то мы откажемся от вас (анонимка).

Крестьяне против коллективизации

...Батрак Благов (нарезчик пил) проходил по Казанской, Пермской и Костромской, и Вятской губ., всюду прислушивался к разговорам крестьян, все мужики враждебно относятся к сплошной коллективизации, пропивают последнюю копейку; режут скот, продают имущество, все гонят к концу. Говорят, что недолго жить на воле, власть всех заберет в свои лапы. Я думаю, надо всех крестьян разделять (Благов, Казань).

Не служит ли лазейкой 7 пункт Устава с/х артели

Седьмой пункт Устава гласит: «Изъятия из этого правила допускаются для членов тех семейств, в составе которых имеются преданные делу Советской власти красные партизаны, красноармейцы и краснофлотцы (рядовые и командный состав), сельские учителя и учительницы, при условии их поручительства за членов своей семьи» («Правда» № 60, 2 марта 1930 г.).

Мы спрашиваем, достаточно ли одного поручительства, чтобы кулак после принятия его в колхоз перестал быть кулаком? Не является ли это лазейкой? Не лучше ли принять только тех, которые, будучи выходцами из кулацкой семьи, доказали свою преданность делу Советской власти (курсанты 1 группы II курса Татарской областной совпартшколы).

Если добровольно, то коллективизация сорвана

Действительно, для проведения сплошной коллективизации были приняты меры принудительные, угрозы населению. Вот в каком положении застала деревню директива ВКП(б) и статья т. Сталина о добровольности. Крестьянство почувствовало, что его индивидуальному ведению хозяйства ничего не угрожает, оно стало выходить из колхоза. Из 200 дворов остается только 30, а то и меньше. С громадным трудом мы сколачиваем колхозы, а одним росчерком Сталина их распустили, и мы снова у разбитого корыта.

Великолепно вы знаете, что из-за принуждения лишь вышла большая часть крестьянства, зачем же замазывать глаза. Если добровольно, то коллективизация сорвана, средства брошены на ветер (Козин, с. Каменка Тамбовского окр.).

Не душите трудового крестьянства

Среднее крестьянство всегда боролось и борется на два фронта: против кулаков и против деревенских дураков, которых коммунисты взяли себе как опору в деревне. Вашим обещаниям мы не можем больше верить. Коммуна для нас — рабство. Для трудового хлебороба всякая власть есть насилие. В настоящее время на русского хлебопашца обрушился военный деспотизм...

Я не могу утверждать, что теперь можно вам смягчить травлю против правительств всего мира. Но посоветовать можно: не душите трудового крестьянства... (анонимно).

Сами стройте коллектив

Крестьяне не хотят идти в артель потому, что высылали людей на Соловки. Народ заявляет, что ссылайте нас всех, а сами стройте коллектив. Мы воевали за землю, отвоевали ее у помещиков, а теперь вы на место помещиков, если и забрали землю, нам не даете и сами ей дела не дадите. Поприсылали рабочих к нам для проведения коллективизации, они по ночам запрягают лошадей и ездят к бабам, режут тельных коров, в общем, везде подрыв Советской власти, бюрократизм. Взяли в руки власть и мучают людей, чтобы народ восстал, и это будет в скором времени (Каменев, Москва).

Усердие не по разуму

В кооперативах выдают только старую конину по голодной норме и на 18 дней в месяц, а на рынке ничего нет. Мясо — 3 руб., 2 руб., штоф молока — 1 руб. 50 коп.; сахару выдают мизерную долю, детей кормить совершенно нечем, да неужели все это и в такой степени нужно для пятилетки, нет ли здесь перегибов от чрезмерного усердия. Такие явления нужно искоренить заранее, иначе очень скоро возникнет необходимость в письме «т. Сталина к совработникам» (Шамфадов, Башкирский край).

Оставляйте крестьян в покое

Если рабочий и служащий получают жалование 100 и 200 руб., то почему-то от них ничего не отбирают, а они живут на широкую ногу.

Начальство местное насильно вводит в коллектив и насильно пишет в центр, что мы, крестьяне, сами добровольно вступаем в коллектив. Но это все наоборот. Крестьяне говорят так: царя погубили слезы народные, а теперь тоже слезы народа крестьянского проливают за то, что растрепали все российское добро, и теперь слезы льют все крестьяне за то, что им приходится расставаться со своим хозяйством, собственность — это душа долой, трудно расстаться.

Я советую вам оставить крестьян в покое (Украина, анонимка).

1* Опущены разделы: «Вопросы снабжения и зарплаты», «Против Советской власти».

2* Так в тексте.

3* Опущено письмо, содержащееся также в док. № 134.

4* Здесь и далее отточия документа.

139 Пункт 7 Примерного устава с/х артели гласил: «В члены артели могут вступать все трудящиеся, достигшие 16-летнего возраста.

В артель не принимаются кулаки и все лица, лишенные избирательных прав. Изъятия из этого правила допускаются для членов тех семей, в составе которых имеются преданные делу Советской власти: красные партизаны, красноармейцы и краснофлотцы (рядовые и командный состав), сельские учителя и учительницы, при условии их поручительства за членов своей семьи.

Хозяйства, которые перед вступлением в колхоз убивают или продают свой скот, ликвидируют инвентарь или злонамеренно разбазаривают семена, в артель не принимаются» (СЗ СССР. 1930. № 24. Ст. 255). 28 февраля 1931 г. СНК СССР внес изменения в эту статью (см.: СЗ СССР. 1931. № 15. Ст. 148).