Из разъяснений Верховного суда РСФСР о статье 271 Гражданского процессуального кодекса «О порядке производства взысканий с лиц, раскулаченных при проведении сплошной коллективизации». 20 мая 1930 г.
№ 169
Из разъяснений Верховного суда РСФСР о статье 271 Гражданского процессуального кодекса138 «О порядке производства взысканий с лиц, раскулаченных при проведении сплошной коллективизации»
Пленум Уральского облсуда 8 апреля с.г. постановил:
1) Ввиду того, что имущество ликвидированных кулаков (при передаче его в неделимый фонд колхозов) проводится через баланс с/х банка и является паем за счет коллективизированной бедноты, указать, что какие-либо взыскания на это имущество по задолженности ликвидированных кулаков обращены быть не могут.
2) Принимая во внимание, что как у судебных исполнителей, так и у сельсоветов и органов милиции при исполнении взысканий с лиц, сосланных в определенную местность в порядке ликвидации кулачества, возникают большие затруднения, так как эти лица никакого имущества не имеют и исполнительные листы возвращаются без исполнения, пленум находит возможным, в случае ссылки ответчиков, считать взыскания по таким исполнительным листам законченными, кроме тех случаев, когда взыскиваются алименты и зарплата; в этих случаях исполнительные листы должны направляться для производства взыскания по ним комендантам соответствующих лагерей. Все требования и обязательства, как принадлежащие к кулацкому хозяйству, так и имеющиеся у третьих лиц по отношению к кулацкому хозяйству (например, алименты) и основанные на правоотношениях, возникших до момента конфискации имущества кулацкого хозяйства, за исключением обязательств, носящих личный характер, должны считаться утратившими силу, и судебные дела до такого рода искам подлежат прекращению, а выданные уже судами исполнительные листы должны оставаться без исполнения.
Принимая во внимание, что постановление пленума Уральского облсуда противоречит существующим законам; что это постановление, освобождающее кулаков от ответственности по своим долгам, создает для них по существу совершенно ничем не обоснованную привилегию; что ликвидация кулачества как класса не означает, что кулак, средства производства которого конфискованы и переданы в колхоз, не может отвечать тем имуществом, которое у него осталось после конфискации, или тем имуществом, которое у него может оказаться в дальнейшем, — постановление пленума Уральского облсуда отменить (протокол № 7 от 20 мая 1930 г.).
138 Статья 271 ГПК РСФСР устанавливала объекты взыскания путем ареста, производства описи, продажи. Следующие объекты не подвергались взысканию, имуществом: а) государственное имущество, не подлежащее взысканию и налогу по закону; б) строения госучреждений, имущество, входящее в основной капитал госпредприятий; в) паевые взносы в кооперативные организации, с/х кредита, трудовые артели; г) денежные суммы в размере заработной платы; д) орудия производства, необходимые для профессиональных занятий; е) сырье и топливо, необходимые для работы предприятий в течение 3 месяцев; ж) необходимые орудия с/х производства, 1 корова, 1 лошадь, 1 голова молодняка рабочего скота с запасом корма на 6 мес.; з) семена, необходимые для посева; и) жилье и хозяйственные постройки, являющиеся неотъемлемой принадлежностью сельского хозяйства; к) неснятый урожай; л) суммы, выдаваемые в порядке социального страхования или социального обеспечения; м) необходимое носильное белье, платье, обувь, предметы домашнего обихода; н) необходимые топливо и продовольствие.
Пункты «ж», «з», «и», «к», и «н» не распространялись на кулацкие хозяйства и обложенные индивидуальным налогом (Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. М., 1931. С. 69—72).