III. Олонецко-Мурманская область

III. Олонецко-Мурманская область

1. Общая характеристика области

Под Олонецко-Мурманской областью мы подразумеваем части Олонецкой и Архангельской губерний, ограниченные с запада Ладожским озером и границами с Финляндией и Норвегией, с юга — рекой Свирью, с востока — восточным прибрежьем Онежского озера, Выгозера, рекой Выгом и берегами Белого моря и, наконец, с севера — океаном.

Область, как известно, отличается ничтожной плотностью населения, падающей до величины ниже 1 человека на кв. версту (Александровский уезд, Архангельской губернии) и не подымающейся выше 8 человек на кв. версту (уезды Петрозаводский и Вычегодский, Олонецкой губернии). Промышленное развитие области стоит на примитивной ступени и в новейшее время может быть на относительно более низкой, чем несколько веков назад, когда в Олонецком крае пользовалась относительным процветанием железоделательная промышленность. Но вместе с тем вся рассматриваемая область настолько богата естественными запасами как ископаемых, главным образом железных руд, так и лесами, что на возможность вызвать к жизни этот край и извлечь из него то, что необходимо стране, следует обратить самое серьезное внимание. Не меньшего внимания заслуживают рыбные промыслы Белого моря, а в особенности Мурманского побережья, которое одно могло бы снабжать в изобилии рыбой всю Россию и составить серьезный предмет вывоза за границу.

С другой стороны, область чрезвычайно богата водными источниками энергии в форме многочисленных порожистых рек, стекающих с Финляндской возвышенности к Белому морю и Атлантическому океану. Большая часть этих рек протекает через озера, которые могут служить регуляторами стока воды.

К сожалению, до настоящего времени область исследована, и то недостаточно, почти исключительно с качественной стороны, так что о количествах запасов как естественных богатств в виде ископаемых и лесов, так и запасов водной силы можно судить лишь приблизительно. Это обстоятельство заставляет по возможности воздерживаться от слишком широких перспектив в плане использования ресурсов области и вместе с тем заставляет настоятельно указывать на необходимость дополнительных исследований месторождений ископаемых, главным образом запасов лесных материалов и водных падений.

2. Задача электрификации Олонецко-Мурманского района

Задача электрификации Олонецко-Мурманского района представляет существенное отличие от такого же рода задач, касающихся районов Петрограда, Москвы, Донецкого бассейна и т. п., т. е. районов, обладающих уже значительной потребностью в энергии для промышленных предприятий и железных дорог. В этих случаях речь идет об удовлетворении в первую очередь существующей уже потребности в электрической энергии возможно дешевым способом и об электрификации во вторую очередь предприятий, которые могут быть переведены с теплового хозяйства на электричество. Случай Олонецко-Мурманского района отличается почти полной противоположностью, так как этот район обладает промышленностью в зачаточном состоянии и представит в первое время после открытия действия станций единственного возможного крупного потребителя в виде Мурманской железной дороги в случае электрификации последней.

Тем не менее вопрос электрификации этого района заслуживает самого внимательного отношения ввиду тех ресурсов, которые он представляет в будущем для народного хозяйства, и в дальнейшем мы будем исходить из положения, что электрификация района должна служить средством для пробуждения и возможно широкого развития использования местных богатств, являясь до известной степени пионерным предприятием, т. е. должна преследовать ту же цель, которую часто имеют в виду постройка новых железных дорог, улучшение водных путей, мелиоративные работы и т. п. Однако затрата на электрические сооружения больших сумм, которые могут оказаться мертвым капиталом на много лет вперед, весьма нежелательна, вследствие чего элементарное решение задачи путем постройки нескольких электрических станций, рассеянных в районе и не имеющих в первое время потребителей, конечно, неприемлемо: даже для первой очереди необходимо согласовать сооружение станций с тем потреблением энергии, которое или существует уже в районе, или может быть целесообразно создано. Кроме того, необходимо соблюдение некоторых добавочных условий, без которых не только развитие, но и нарождение промышленности в районе немыслимо даже при наличии электрических станций, дающих дешевую энергию.

1. Пути сообщения, связывающие район с потребляющими центрами.

2. Возможное облегчение первоначальных затрат на присоединение потребителей к генераторным станциям.

Эти условия в Олонецко-Мурманском районе удовлетворяются, так как:

1. В первое время, если не говорить о создании каких-либо потребителей в виде новых заводов, лесных разработок и т. п., сама железная дорога представляет крупного потребителя, так как ее электрификация, как показывают расчеты, вполне выдерживает критику. Таким образом, вполне уместно говорить о создании электрических станций и линий передачи первой очереди, которые могли бы развиться по мере возникновения промышленных предприятий в сфере их действия.

2. Уже существует магистральный железнодорожный путь, прорезывающий весь край с севера на юг и примыкающий как к остальной сети русских дорог, так и к целому ряду внешних и внутренних водных путей сообщения.

3. Электрификация Мурманской железной дороги даст возможность в первую очередь частично использовать не только линию передачи, предназначенную для этой дороги, но и железнодорожные преобразовательные подстанции для подачи энергии возникающим предприятиям, благодаря чему последние уже при своем возникновении могут иметь к своим услугам нужные им понижающие подстанции.

3. Границы электрификации района первой очереди

Приведенный выше общий обзор тех условий, соблюдение которых необходимо, чтобы электрические станции выполнили свое назначение, с очевидностью указывает на то, что районом электрификации первой очереди может быть только район Мурманской железной дороги и тех железнодорожных подъездных путей, которые целесообразно построить в ближайшем будущем. Принимая вторичное напряжение высоковольтных передач около 35 тыс. вольт, возможно оценить наибольшую ширину района электрификации первой очереди приблизительно в 30 верст с каждой стороны дороги, но вообще эту полосу следует считать в среднем значительно уже, так как расстояние в 30 верст от линии железной дороги требует серьезных затрат на подъездные пути, что является накладным расходом, приемлемым только для очень крупных предприятий. Дальнейшее расширение района может идти только параллельно с развитием в крае железнодорожных путей.

4. Главнейшие источники гидроэлектрической энергии и их выбор для первой и последующих очередей электрификации района

Наиболее мощными и одновременно наиболее пригодными для эксплуатации источниками гидроэлектрической энергии в районе являются:

1. Река Свирь, расположенная на границе Олонецко-Мурманского и Петроградского районов.

2. Река Суна. Она расположена вблизи Мурманской дороги в районе станций Кивач и Кяпсельга, вследствие чего легко может быть привлечена к электрификации района этой дороги.

3. Река Выг, пересекающая Мурманскую дорогу вблизи ст. Сороки.

4. Река Кемь.

5. Река Ковда, впадающая с запада в Кандалакшскую губу.

6. Река Нива, текущая параллельно Мурманской железной дороге и впадающая в северной части Кандалакшской губы.

7. Река Тулома, расположенная на крайнем севере и впадающая в океан.

Таким образом, район обладает значительной мощностью даже в тех реках, которые допускают устройство станций без особо дорогих гидротехнических сооружений. Но при общем большом запасе мощности замечается не вполне благоприятное распределение отдельных мощностей в районе. Наиболее богатым является район Белого моря. К северу от падений Нивы мы встречаем только лежащую в стороне Тулому, наименее удобную для утилизации из всех отмеченных выше рек; в южной же части района, наиболее густо населенной и чрезвычайно богатой ископаемыми, имеется только один удобный для использования значительный источник энергии — река Суна.

Это обстоятельство заставляет с большой осторожностью отнестись к вопросу о выборе источников энергии, утилизируемых в первую очередь. С одной стороны, необходимо принять во внимание интересы Мурманской железной дороги как крупнейшего потребителя, с другой же — нельзя обездоливать более бедные водой области, отдавая все запасы их мощности железной дороге и не оставляя ничего местной промышленности.

5. Эксплуатация железных руд Олонецко-Мурманской области

Если задолго до наступления войны выплавка чугуна в Олонецком крае была убита конкуренцией южнорусских и уральских заводов, а также ввозом иностранного чугуна, то теперь восстановление ее представляет еще большие трудности, чем прежде, ввиду затруднений в материалах и рабочих руках, и может быть поставлен даже вопрос о целесообразности пробуждения железоделательной промышленности именно в Олонецком крае.

Такая постановка вопроса, несомненно, имела бы значение, если бы не была разрушена последствиями войны и революции промышленность Юга и Урала и если бы перед народом не стал вопрос о восстановлении выплавки чугуна вообще. При той медленности, с которой возможно возобновление производства чугуна, железный голод очень долго не может быть удовлетворен, и одно из средств ускорения этого удовлетворения, несомненно, заключается в открытии и использовании новых источников железа.

Необходимо также принять во внимание: 1) то обстоятельство, что железо Польши стало иностранным железом, и если в план народного хозяйства должно входить возможно полное избавление страны от иностранного металла, то польское железо должно быть заменено русским, и так как на соответственное увеличение добычи на Юге и на Урале расчетов строить нельзя, то необходимо озаботиться новыми источниками металла, и 2) то обстоятельство, что олонецкие руды являются единственным местным источником железа на громадной территории северо-востока и запада России.

В дополнение следует обратить внимание на чрезвычайно высокое качество железа и стали, получаемых из олонецких руд. Это указывает, во-первых, на желательность безусловной переработки всего олонецкого чугуна в сталь, а во-вторых, это вполне гармонировало бы с выселением из Петрограда всех металлических и машиностроительных заводов в междуозерный район, в возможно близкое соседство со Свирскими гидроэлектрическими станциями.

Ограничиваясь теми месторождениями железа, которые могут считаться достоверными и достаточно известными, следует указать на:

1. Залежи озерной руды на Выгозере с запасом до 700 млн. пуд. руды с содержанием железа в 35‑42%.

2. Залежи Туломозерского железного блеска, находящиеся вблизи финляндской границы и Ладожского озера (приблизительно в 50 верстах от него). Содержание железа от 59,75% до 69,04%. Запас руд до 100 м глубины определен в 650 млн. пуд.

3. Пудожгорское месторождение магнитного железняка, находящееся на восточном берегу Онежского озера, на границе Повенецкого и Пудожгорского уездов, близ деревни Пильмы. Запас руды с содержанием железа свыше 30% — около 35 млн. пуд., с содержанием около 25% — около 200 млн. пуд. и с содержанием от 15 до 20% — несколько миллиардов пуд.

Руда может разрабатываться успешно при условии магнитного обогащения до содержания железа в 60%.

Рассчитывая заводы минимум на 50 лет, возможно в следующих числах выразить максимальную добычу чугуна из рассматриваемых месторождений:

Месторождение
Запас руды пуд.
Содержание железа в %
Запас железа пуд.
Наибольшая выплавка чугуна, пуд.
1.
Выгозеро
700 000 000
48
294 000 000
5 900 000
2.
Туломозеро
650 000 000
около 65
423 000 000
8 450 000
3.
Пудожгора[1]
500 000 000
20
100 000 000
2 000 000

Итого наибольшая выплавка чугуна — 16 350 000 пуд.

6. Леса Олонецко-Мурманской области и их эксплуатация

Олонецко-Мурманская область, будучи вообще богата лесами, отличается обилием ценного лесного материала, преимущественно в форме сосны. Сосна занимает около 70% площади лесов.

Подавляющее преобладание сосны указывает на то, что в рассматриваемом районе эксплуатация лесов должна иметь целью преимущественно получение поделочного леса, но не переработку дерева в целлюлозу, для которой годна ель, а не сосна.

Леса как в качественном, так и в количественном отношении распределены в области неравномерно. Более 60% Кольского полуострова занято тундрой, и лес на крайнем севере имеется лишь вблизи Мурманска и вдоль западной границы области. По направлению к югу качество леса растет, и области, примыкающие к Белому морю и к озерам Ладожскому и Онежскому, отличаются полной пригодностью для широкой эксплуатации.

Несмотря на богатство лесов, их высокое качество и обилие рек для сплава к Белому морю и к озерам, эксплуатация лесов в области была ничтожной. Так, в районе, тяготеющем к Белому морю, все лесопильные заводы обладали общей мощностью не более 2 500 л. с., что соответствовало переработке не более 10 млн. пуд. древесины. С другой стороны, общий вывоз переработанного и сырого леса в этом районе дал наибольшую за все время цифру в 11,5 млн. пуд. (в 1913 г.). Все это количество соответствует нормальной разработке 300 тыс. десятин, или всего 300 кв. верст спелых лесов насаждений при обороте в сто лет.

Низкое использование лесов области, конечно, зависит главным образом от пустынности края и от отсутствия путей сообщения, но едва ли можно рассчитывать, чтобы прокладка железной дороги сама по себе значительно подняла использование лесов, так как неблагоприятное влияние слабости заселения края и трудность привлечения туда со стороны сезонных рабочих могут свести почти до нуля значение железной дороги.

Другим фактором, который должен быть введен в дело, служит механизация лесных разработок, которая способна при том же количество рабочих поднять разработку в 10 раз.

7. Рыбные промыслы

Как известно, положение рыбных промыслов на севере России благодаря примитивности их постановки и невозможности конкуренции с Норвегией находится на весьма низком уровне, и при их нынешнем положении электричество не может найти в них применения. Однако электрификация области может дать значительный толчок к упорядочению и расширению рыбных промыслов при создании вдоль морского побережья судостроительных верфей и консервных фабрик.

Последнее совещание по судостроению в Москве наметило программу устройства верфей для постройки речных и промысловых судов, определив нормальную производительность верфей в 40‑50 судов. Для промысловых верфей в Олонецко-Мурманской области намечено только одно место — у Сорок на Белом море. Вообще на Севере намечены только две верфи (вторая в Архангельске). Для действительности мероприятий в деле поднятия промыслов такая программа слишком ничтожна. Несомненно, если считать число 100 судов в год предельным для одной верфи, то число верфей должно быть увеличено. Как наиболее подходящие для этой цели места могут быть намечены, кроме Сорок, в Кеми, Кандалакше и Мурманске с общей производительностью не менее 400 судов в год.

Если эта программа будет приведена в исполнение в течение ближайших 5 лет, то к концу периода первой очереди электрификации, т. е. через 15 лет, рыбные промыслы будут обладать флотом в 4 тыс. судов усовершенствованного типа.

Насколько важна с точки зрения народного хозяйства постройка верфей и консервных заводов на Севере, настолько второстепенно то место, которое занимают эти предприятия с узкой точки зрения задач электрификации, так как потребность в мощности верфи для судов не превосходит 200 кВт, потребность же консервного завода даже крупных размеров не может быть выше этой величины.

Таким образом, как верфи, так и консервные заводы могут быть отнесены к общей массе мелких потребителей энергии.

8. Мурманский порт и потребности других городов области

Нет сомнения, что при правильном проведении программы оживления Олонецко-Мурманской области и при возрождении жизни в стране других вообще Мурманск обещает превратиться в крупный портовый город с быстро развивающейся промышленностью, связанной с местными промыслами и морским значением порта. Но составить себе сколько-нибудь обоснованное понятие о размерах этого развития в пределах ближайших 10‑15 лет, конечно, невозможно. Единственно допустимым можно считать составление таких предположений, которые без особых колебаний можно признать вероятными.

Основываясь на быстроте роста некоторых сибирских городов (например, Ново-Николаевска), попавших благодаря прокладке Сибирской магистрали в благоприятные условия развития, можно считать не преувеличенным, что через 15 лет, при условии выполнения в значительной мере общей программы оживления края, население Мурманска может достигнуть 200 тыс. человек.

Другие города и населенные пункты Олонецко-Мурманской области, за исключением Петрозаводска, настолько ничтожны с точки зрения потребления энергии, что все могут быть отнесены в общий разряд мелких потребителей, незначительный сравнительно с остальными крупными потребителями края.

Город Петрозаводск представляет наиболее крупную величину, так как население его доходит до 40 тыс. человек и может значительно возрасти при перенесении в него некоторых предприятий Петрограда, но во всяком случае и он представляет исчезающую величину сравнительно с мощностью Свирских станций, к району которых он должен быть отнесен.

Примечание:

[1] Предположено, что таков запас со средним содержанием железа в 20%. (прим. документа)