2 октября 1932 г. — Докладная записка начальника Военно-морской инспекции НК РКИ СССР Н. В. Куйбышева заместителю председателя СНК СССР В. В. Куйбышеву о производстве оптического вооружения

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1932.10.02
Период: 
1932-1933
Источник: 
Становление оборонно-промышленного комплекса СССР (1927-1932). М. 2008, стр. 715-717.
Архив: 
ГА РФ. Ф. Р-8418. Оп. 6. Д. 42. Л. 15—18. Подлинник.

Докладная записка начальника Военно-морской инспекции НК РКИ СССР Н. В. Куйбышева заместителю председателя СНК СССР В. В. Куйбышеву о производстве оптического вооружения

2 октября 1932 г.
Совершенно секретно.

Оптическое вооружение РККА

Интенсивно проводимая на базе новой техники реконструкция системы вооружения РККА и Ф[лота], сейчас наталкивается на большой недостаток военно-оптических приборов (прицелы, дальномеры, перископы и т. д.) и на резкое отставание всей оптической промышленности по производству всех объектов оптического вооружения.

Оптическая промышленность не только не имеет ясных перспектив своего развития в соответствии с возрастающими потребностями армии, но даже не удовлетворяет и тех минимальных первоочередных заявок, которые предъявляются к ней НКВМ.

Введение на вооружение самозарядной и, тем более, автоматической винтовок настоятельно требует оснащения их прицельными оптическими трубками, без которых ценность этого оружия значительно снижается. По расчетам Штаба РККА потребность в оптических трубках исчисляется в 55 тыс. шт. В противовес этой потребности промышленность дает в 1933 г. максимум 500 трубок.

На всю танковую программу 1932 г. будет подано не больше 200‑250 танковых прицелов. Зенитная артиллерия при потребности в 1150 шт. стерео дальномеров располагает всего 455 импортными экземплярами. Зенитные пулеметные части при потребности в 4,7 тыс. дальномеров располагают всего-навсего 8 дальномерами.

Вся бомбардировочная авиация при исчисленной УВВС потребности в 4170 прицелов (типа «Герц-Бойков») имеет 170 импортных прицелов. Отечественное производство только еще осваивается, и на будущий год предполагается выпуск максимум 50‑70 шт.

Неудовлетворительно также положение с перископами для подводных лодок и совершенно неудовлетворительное с большими зенитными прожекторами (150 см). Производство 150‑сантиметровых отражателей не только не поставлено, но до сих пор между НКТП и НКЛП не уточнен вопрос разделения этого производства между стекловаренным и оптико-механическим заводами. До сих пор нет окончательного решения об объеме и сроках строительства стекловаренной и механической баз и обеспечения их оборудованием.

Приведенными примерами далеко не исчерпывается крайне неудовлетворительное положение с военной оптикой, однако и этих примеров вполне достаточно, чтобы со всей остротой поставить вопрос о необходимости принятия решительных мер по вытягиванию военно-оптического производства из его современного состояния.

Оптическая промышленность

1. Организация и руководство. К настоящему моменту в состав оптической промышленности входят 2 стекловаренных завода и 6 оптико-механических (ГОМЗ, ЛОМЗ, № 19, «Геофизика», «Геодезия» и опытный). Ведущими заводами по военному производству являются ГОМЗ и № 19. На заводе № 19 сейчас ведется большое капитальное строительство, равносильное постройке большого нового завода.

Вся эта промышленность, объединяемая ВООМПом и подчиненная Главмашпрому, в настоящее время находится в явно беспризорном состоянии. Со стороны Главмашпрома нет никакого руководства и наблюдения за этой промышленностью, вследствие чего работа ВООМПа по всем направлениям находится в состоянии непрерывных срывов. При очевидном неудовлетворении потребности армии никакого плана развития военного производства по оптике не существует, разработка годовых программ проходит формально, даже без участия ВООМПа, капитальное строительство находится в полном застое, военные заказы из года в год не выполняются.

2. Строительство 19 завода, который должен стать основным военно-оптическим заводом и который уже теперь на 90% загружен военными заказами, ведется сверхбезобразно. Первая очередь, которая еще в июле 1932 г. должна была уже вступить в эксплуатацию, на сегодня представляет из себя все еще незаконченные здания, к тому же необеспеченные стройматериалами. Уже прибывшее на завод ценнейшее импортное оборудование, исчисляемое сотнями дорогих станков, частично свалено на дворе, частично пылится в незаконченных постройкой зданиях. Между тем при правильном руководстве и нормальном снабжении материалами имеется полная возможность первую очередь работ закончить к январю 1933 г. и весь новый завод пустить в эксплуатацию во второй половине того же года.

3. Выполнение годовых программ. 39‑миллионная программа 1932 г. по военным заказам за 3 квартала выполнена всего на 13 млн. (30%). Основными причинами срыва явились, отсутствие руководства со стороны НКТП и исключительно скверное снабжение материалом. При крайней нужде в военно-оптических приборах существующие мощности завода, как правило, полностью не используются, даже целые заводы (стекловаренные) ставятся под угрозу остановки только потому, что в НКТП своевременно не заботятся об обеспечении их необходимыми химикатами.

4. План 1933 г. отражает исключительное недопонимание оборонного значения оптической промышленности и потребности РККА, В то время как по 1932 г. вся программа составляла 90 млн. при 39 млн. спецзаказов, на 1933 г. (когда должен был вступить в эксплуатацию новый 19 завод и закончиться реконструкция ГОМЗа) программа снижается до 82 млн., а спецзаказы определяются в 35 млн. при самой ограниченной заявке НКВМ в 60 млн. Налицо определенное топтание на месте, неумелое использование мощностей и явная недооценка интересов Красной армии.

Вывод. Все это приводит к неизбежному выводу о срочной необходимости пересмотра места оптической промышленности в системе НКТП, установления точного плана ее дальнейшего развертывания в соответствии с реконструкцией системы вооружения РККА и Ф|лота] и наконец задания на 1933 г. такой производственной программы, которая в максимальной степени обеспечила бы первоочередные потребности Красной армии.

Предложение. В соответствии с этим выводом считаю необходимым реализацию следующих мероприятий:

1. Выделить оптическую промышленность из состава Главмашпрома и подчинить ее наркому тяжелой промышленности.

2. Обязать НКТПром совместно с НКВМ разработать в IV квартале 1932 г. реальный план развития оптической промышленности, полностью обеспечивающий потребности РККА и внести этот план на утверждение правительства.

3. Обязать НКТПром установить на 1933 г. программу по военной оптике из расчета максимального использования ее мощностей и обеспечить реальность этой программы.

4. Строительство 19 завода включить в число военных ударных строек, установить жесткие сроки его окончания (для первой очереди — январь 1933 г. и для всего завода III квартал того же года), обязав НКТПром полностью обеспечить это строительство материалами.

Представляя настоящую докладную записку, прошу на ближайшем заседании КО заслушать доклад НКТПрома об оптической промышленности в разрезе ее оборонного значения и содоклад НК РКИ (Военно-морской инспекции).

Член коллегии НК РКИ СССР, начальник ВМИ Куйбышев

ГА РФ. Ф. Р-8418. Оп. 6. Д. 42. Л. 15—18. Подлинник.