17 сентября 1932 г. — Справка Особого отдела ОГПУ СССР о состоянии судостроения и судоремонта для обеспечения Военно-морских сил
Справка Особого отдела ОГПУ СССР о состоянии судостроения и судоремонта для обеспечения Военно-морских сил
Состояние судостроения и судоремонта не обеспечивает Военно-морские силы по военному времени на 1933 г. в силу несоответствия существующей организации и мощности судостроительных заводов и ремонтных мастерских требованиям флота. Промышленностью не освоено производство ряда механизмов и технологических процессов, необходимых для военного судостроения. Как-то: турбостроение промышленностью не освоено, в силу чего оно базируется на импорте. Из-за отсутствия достаточного количества заводов крайне затруднено размещение заказов на крупные поковки. Котлостроение также не освоено и является самым узким местом кораблестроения.
Дизелестроение: на Коломенском заводе освоены механизмы лишь средних подлодок. Пропускная способность завода совершенно недостаточна, несмотря на это реконструкция его в необходимых размерах не проводится. Освоение постройки дизелей для средних подлодок на «Русском дизеле» только начинается. Но и при условии реконструкции Коломенского завода и освоения производства «Русским дизелем» обеспечение программы военного времени 1933 г. дизелями, без привлечения других заводов, невозможно.
Катеростроение находится в катастрофическом состоянии из-за отсутствия моторов. Производство отечественного мотора ГМ‑34 до сего времени не поставлено и реальных перспектив на 1932‑1933 гг. не имеется.
Электротехника. Существующее производство кабелей, аккумуляторов и прочего недостаточно. Без реконструкции существующих и постройки новых заводов обеспечение потребности мирного и военного времени неосуществимо. Кроме того, программа мирного и военного времени базируется на частичном импорте меди, сурика и пр. Без освоения отечественного производства этих продуктов программа судостроения военного времени нереальна.
Постановка дела судостроения и судоремонта по отдельным театрам в основном выражается в следующем.
I. Морские силы Балтморя
Судостроение. По мирному времени используются заводы Балтийский (строительство подлодок). Северная верфь (строительство эсминцев и тральщиков), им. Марти (строительство торпедных катеров). К этим заводам по военному времени добавляется Сормовская верфь (строительство подлодок).
Реконструкция Балтийского завода до настоящего времени не проведена, так как Союзверфь не имеет для этого ни средств, ни площади. На всех заводах «узкими» местами являются механические цеха, в силу того, что производство этих цехов отстает от производства корпусов, результатом чего является снижение темпа судостроения и удлинение сроков готовности. В связи с тем, что судостроение Ленинграда будет всегда находиться под ударом противника с воздуха, что облегчается наличием крупных недочетов в активной противовоздушной обороне прилегающих районов, исключительное значение приобретает создание тыловых баз судостроения внутри страны. Такой базой намечена Сормовская верфь, однако последняя не отвечает предъявляемым требованиям вследствие недостатка соответствующего оборудования и кадров для серийной постройки подлодок, в силу чего на ней возможна постройка лишь отдельных единиц и притом крайне медленными темпами.
Судоремонт также не обеспечивает Морские силы БМ по военному времени на 1933 г. По мирному времени судоремонт (за исключением модернизации и капитального, осуществляемым по линии заводов), производится Кронштадтским морским заводом. Морзавод без проведения необходимой реконструкции котельного, механического и кораблестроительного цехов обеспечить судоремонт по военному времени не сможет.
II. Морские силы Черного моря
Судостроение. Корабли всех классов строятся на заводах им. Марти и им. «61»¹*. Заводы расположены в зоне, отнесенной постановлением СТО к категории угрожаемых неприятелем. Поэтому давно уже назрела необходимость в оборудовании в мирное время филиала в не угрожаемой зоне, который обеспечил бы в военное время бесперебойное судостроение, а также являлся бы тыловой базой в случае вынужденной эвакуации важнейших цехов НГЗ.
Намечена постройка мощного завода в Мариуполе, который мог бы обеспечить постройку судов всех классов. Потребность в постройке такого завода, помимо требований военного времени, назревает уже в мирное время при реализации судостроительной программы на 1933 г., так как Никгосзавод не сможет выполнить намеченное судостроение. Однако никаких реальных мер к решению этого, большой важности, вопроса еще не принято.
Судоремонт по мирному времени производится на НГЗ (аварийный ремонт), Николаевским военным портом (мелкий текущий ремонт), в Севастополе — мастерскими ГВП ЧМ (текущий и аварийный ремонт, а также оборудование), Севморзаводом (аварийный ремонт и оборудование). В военное время к ним прибавляется ряд мелких мастерских торговых портов.
По постановлению СТО Севморзавод должен явиться основной ремонтной базой Черноморского флота, могущей производить капитальные ремонты боевых кораблей. Между тем оборудование Севморзавода не позволяет производить заводского ремонта главных и вспомогательных механизмов основного боевого ядра флота и уже в 1932 г. не соответствует даже заданиям мирного времени.
Постройка турбо-дизельного цеха и общая реконструкция Севморзавода намечена по плану, утвержденному РЗ СТО от 15 марта 1930 г. Однако Союзверфью в течение двух лет ничего не сделано — не выбран вариант реконструкции, упущены все сроки, ассигнованные суммы израсходованы не по назначению. Таким образом, судоремонт флота ЧМ в военное время находится перед реальной угрозой.
В Мариуполе намечены к использованию в военное время мастерские Наркомвода. В начале 1932 г. был поставлен вопрос об их реконструкции, но вследствие отсутствия ассигнований положение не изменилось. Между тем эти мастерские сохраняют свое значение ремонтной базы даже при постройке нового судостроительного завода, поскольку вообще целесообразно освобождение судостроения от судоремонта. Но на ближайшее время при условии, что сроки постройки нового судостроительного завода не определены, отсутствие соответствующей судоремонтной базы чревато серьезными последствиями.
III. Морские силы Дальнего Востока
Судостроение по мирному времени должно осуществляться на Дальзаводе и временно в Осиповском затоне (средние подлодки). Пропускная способность Дальзавода ограничена, так как по существу это судоремонтный завод. Судостроение связано с большими затруднениями вследствие того, что материалы заготовляются в Ленинграде, перебрасываются на громадные расстояния и достраиваются на месте. Согласно постановлению правительства приступлено к реконструкции завода, но таковая проводится чрезвычайно медленно.
Судоремонт также должен проводиться Дальзаводом, который фактически опыта по судоремонту не имеет. Положение усугубляется отсутствием мобилизационного запаса материалов и полуфабрикатов, который придется с объявлением мобилизации подавать из Европейской части СССР, вследствие чего судоремонт будет сорван.
IV. Северная военная флотилия
Судостроение. Должен быть построен Архангельский судостроительный завод с готовностью к 1 января 1934 г., причем в 1933 г. должна быть обеспечена возможность достройки подлодок среднего тоннажа, строящихся на заводах в центре. Однако Союзверфью до сего времени не разработаны проекты, и строительство завода не обеспечивается в намеченные сроки.
Судоремонт. Ремонтной базой намечен суд[оремонтный] завод Наркомвода в Архангельске. Согласно постановлению правительства должна быть проведена его реконструкция. Но работы в этом направлении не проводятся, несмотря на то что мастерские не справляются с заданиями по мирному времени.
Таким образом, судостроение и судоремонт на Морских силах находятся в состоянии, не обеспечивающем потребности военного времени на 1933 г.
Помощник начальника 5 отделения ОО ОГПУ Давыдов²*
Примечания:
1* Так в тексте.
2* Давыдов Николай Михайлович (1901, Петербургская губ. — 22.09.38, Петропавловск-Камчатский). Родился в семье рабочего-вальцовщика. Русский. В КП с 04.20 (член РКСМ 1919—1921). Образование: церковно-приходская школа, г. Колпино; 5 классов реального училища, Колпино 1917. Рабочий, Колпино 1917; проживал с отцом на станции Петухово, Сибирь 1917—1919; табельщик на станц.Курган 1919—09.19.
В органах ВЧК—ОГПУ—НКВД: информатор Курганской уезд. ТЧК 09.19—06.20; пом. уполн. и уполн. Петропавловской уезд. ТЧК Омской ж. д. 06.20—03.21; уполн. Петроградской окр. ТЧК 03.21—06.21; нач. СОЧ Бологоевского отд-я РТЧК Николаевской ж. д. 06.21—10.21; пом. нач. информационного отделения окр. ТЧК, станц. Омск 10.21—10.22; нач. ИНФО ОО 21 стр. дивизии 10.22—10.23; пом. нач. ОО 21 стр. дивизии 10.23—?; нач. ОО 21 стр. дивизии ?—11.07.26; пом. нач. ОО 5 стр. дивизии БВО 07.26—06.27; зам. нач. ОО 5 стр. корпуса БВО 06.27—12.28; уполн. ОО ОГПУ СССР 12.28—?; опер. уполн. 5 отд-я ОО ОГПУ СССР 11.31—01.06.32; пом. нач. 5 отд-я ОО ОГПУ СССР 01.06.32—19.01.33; зам. нач. ОО ПП ОГПУ по Крыму 01.33—10.07.34; зам. нач. ОО УГБ УНКВД Крымской АССР и ОО 3 кав. дивизии 13.07.34—09.34; в распоряжении УНКВД Дальневосточного края 09.34—11.34; зам. нач. ОО ГУГБ НКВД Приморской группы войск 17.11.34—22.10.37; врид нач. ОО Приморской группы войск 22.10.37—04.38; нач. 5 отд. УГБ УНКВД Уссурийской обл. 22.10.37—04.38; врид нач. УНКВД Камчатской обл. 04.38—22.09.38.
Выстрелил себе в висок 21.09.38. Умер в больнице.
Звание: капитан ГБ 27.06.36.
Из книги: Н. В. Петров, К. В. Скоркин "Кто руководил НКВД. 1934‑1941.
РГАВМФ. Ф. р-360. Оп. 2. Д. 303. Л. 117—122. Подлинник.