Директива ОГПУ всем ПП ОГПУ о принятии мер по ликвидации перегибов в раскулачивании. 1 марта 1930 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1930.03.01
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 2. ноябрь 1929 — декабрь 1930. Москва РОССПЭН 2000. Стр. 270-271.
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 8. Д. 840. Л. 109. Копия.

 

№ 107

Совершенно  секретно.

№   327316

Меморандум

Местные  органы  ГПУ  допускают  возмутительные  случаи  преступной  халатности    при    формировании        эшелонов      высылаемых.       Из   Архангельска       и  Урала  поступают  донесения  о  безобразном  состоянии  некоторых  прибывших эшелонов.  В  прибывшем  8  февраля  из  Майкопа  (С К К )  эшелоне  №   6  все  высланные  приехали  в  летнем  платье,   большинство  босиком,  среди  ссыльных есть  бедняки,  в  результате  пришлось  высланных  устраивать  на жилье  в  Соликамске  и  принимать  меры  снабжения  теплой  одеждой  для  дальнейшего  продвижения,  что  срывает  планы  бесперебойного  расселения. В прибывшем на север эшелоне, формировавшемся в Аткарском окр. — № 401 (Нижняя Волга) в числе выселяемых 190 чел. свыше 70 лет, во всем эшелоне трудоспособных мужчин всего 211 чел., имеются факты прибытия отцов с детьми, матери остались на месте. Из г. Петровска выслано немало вдов с тремя и пяти малолетними детьми и одних стариков, трудоспособные члены остались на месте. Много семей прибыло без продуктов и вещей, заявляя, что их взяли путем вызова на два дня на комиссию и брать с собой ничего не велели или предлагали брать продукты только на два дня, большое количество семей прибыло без денег, при отправке не разрешили брать с собой денег, имевшиеся отбирали. Прибывший на север эшелон № 501 ([из] Средней Волги) помимо самого безобразного формирования пошел недогрузом восемь вагонов, в момент погрузки производилась перегруппировка высылаемых, часть, как неправильно высылаемая, заменялась частично добровольцами, в результате в Вологду прибыл багаж, владельцы коего остались на месте, комендант эшелона уже в пути получил ряд телеграмм о возвращении багажа лиц, снятых непосредственно перед отправкой.

Осмотр эшелона показал, что от 10 до 15 % имеют рваную одежду, рваные лапти и валенки, рассмотрение личных дел выселяемых показало, что эти лица имеют последнюю оценку хозяйства 500 — 700 руб., [с] обложением сельхозналогом [в] 1929/30 г. от 4,5 до 30 руб. Зафиксированы случаи выселения по признаку: теща занималась когда-то торговлей, глава семьи около трех лет был в рядах армии, но в начале революции торговал семечками, глава семьи — столяр, имеет членский билет профсоюза на руках.

Обращаю внимание [на] столь безобразное и абсолютно недопустимое явление, приказываю: принять самые решительные меры к их прекращению. Еще раз подчеркиваю, что мероприятия выселения должны быть направлены против злостной кулацкой верхушки, отнюдь не подводя [под] эту категорию семьи из престарелых стариков, детей и женщин, не имеющих трудоспособных членов семьи.

Обращаю внимание ПП Средне-Волжского края Бака, Нижне-Волжского Каширина и СКК Пиляра на отсутствие внимания, должного контроля и руководства работой местных органов.

Виновных, допустивших подобное безобразное формирование — снять, исполнение донести.

Мессинг

Евдокимов