Доклад штаба Северо-Кавказского военного округа Б.М.Шапошникову о массовых выступлениях крестьян в связи с арестом и высылкой кулаков из края. 18 февраля 1930 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1930.02.18
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 2. ноябрь 1929 — декабрь 1930. Москва РОССПЭН 2000. Стр. 240-241.
Архив: 
РГВА. Ф. 33987. Оп. 3. Д. 322. Л. 94—95. Подлинник.

 

№ 96

Совершенно секретно.

Серия «ТС».

По данным ПП ОГПУ, массовая операция по изъятию кулаков по Кубанскому, Майкопскому, Армавирскому и Терскому окр. закончена 8 февраля, и уже отправлены первые эшелоны изъятых кулаков. Настроение основной массы бедноты и середнячества продолжает оставаться вполне здоровым.

Однако отдельные группы бедноты (преимущественно казачьи) вследствие кулацкой провокации требуют освобождения кулака. Местами эти требования переходят в открытые выступления с тенденцией к повстанчеству. Кроме того, продолжает расти активность контрреволюционного элемента, который использует настроение указанных отдельных групп казачества.

Наибольшим числом массовых выступлений отличаются Донской, Кубанский и Сальский окр., а также некоторое оживление контрреволюционных и антисоветских группировок отмечается и в Армавирском окр.

Заслуживают внимания следующие повстанческие выступления и бандитские группировки:

1) С 10 по 12 февраля в с. Ново-Манычское, Бараниковское, Новый Егорлык и Сандата Сальского окр. массовые выступления вылились в повстанчество с арестом местных властей, захватом почты и сельсоветов вплоть до избрания кулацких советов, организации вооруженной силы и объявлении мобилизации 1900—1905 гг. (Новый Егорлык). Выступление ликвидировано силами ГПУ при участии местных красных партизан. Из Краснодара был выброшен эскадрон нацкавшколы, который находился в резерве в Сальске и 16 февраля возвратился обратно, не принимая участия.

2) Выступление в с. Самбек[ское] Донского окр., начавшееся 8 февраля, но не имевшее вначале успеха, 12 февраля вылилось в демонстрацию женщин, численностью до 400, которые организовали шествие в Таганрог, в пути толпа была рассеяна органами ГПУ при участии местного актива.

3) За период с 7 по 10 февраля в горных районах Кубанского окр. организовались две бандитские группировки из бежавших кулаков: одна под командованием бывшего красного партизана Пшеничного в составе 15 чел., вооруженная охотничьими ружьями, и вторая под командованием бывшего белозеленого бандита Ротая; обе банды скрываются в горной полосе Горяче-Ключевского района.

Кроме того в ряде округов отмечается увеличение террористических актов по отношению к местным советским работникам и активистам. 11 февраля в ст. Константиновская Шахтинско-Донецкого окр. имел место случай нападения на часового, охраняющего сено, часовой ранен камнем в голову, нападавшие задержаны.

Бегство кулаков в горы не ослабевает, в горных районах Кубанского и Терского окр. замечается переход беглого кулачества на путь организации банд.

В национальных областях обактивление контрреволюционного элемента усиливается, подтверждением чего является следующее бандитское выступление:

С 13 февраля в с. Нижний Куркужин Кабардино-Балкарской автономной обл. появилась группа всадников в 15 сабель, обстрелявшая сельсовет.

К 15 февраля группа выросла в 100—150 чел. и в районе с. Сормаково в 7 час. 15 февраля вступила в борьбу с опергруппой ГПУ, потеряв 10 убитых и 6 пленных, банда отошла на Нижний Куркужин, ограбив 40 лошадей конского завода, а затем ушла в горы района Заюково, Куркужин и увеличила свою численность до 250 чел. Банда разбилась на две группы, одна засела в районе горы Харахора и вторая — горы Хаймыша. В целях быстрейшей ликвидации банды в помощь органам ГПУ и местному активу из Пятигорска брошен кавэскадрон 26 кавполка в составе 89 сабель при 4 станковых и 8 ручных пулеметах. В 12 час. 40 [мин.] 16 февраля эскадрон прибыл и сосредоточился для выполнения боевой задачи в районе Каменномостское (Кармово), Сармоково.

Кроме того, Кабардино-Балкарскому областному военкому отдано распоряжение об использовании нацкаввзвода, расположенного в г. Нальчике.

В результате нажима со стороны органов ГПУ и местного актива от банды отсеялось до 150 чел., которые, побросав лошадей, седла и бурки, разошлись по домам. Основное ядро — 80 — 90 чел. — утром 16 февраля прорвалось к границе Карачаевской автономной обл. Кавэскадрон 26 кавполка использован не был, но временно на 2 — 3 дня оставлен в районе Сармоково-Каменномостская.

Операция, начатая органами ГПУ 5 февраля (см. донесение № 01031) в районах Ингушетии, закончена, изъято свыше 200 чел. бандитов, беглых кулаков и контрреволюционного элемента, в числе изъятых участники убийства секретаря Ингушского областного комитета партии т. Черноглаза.

Вывод: 1. Общее положение в крае продолжает оставаться напряженным, что заставляет держать части в полубоевом состоянии.

2. Имевшие место выступления в Сальском окр. и в Кабарде указывают на переход кулачества и контрреволюционного элемента к созданию вооруженной силы в целях организации восстаний.

3. Имеющиеся данные о бегстве кулачества и прочего антисоветского элемента в горы (южная часть Майкопского, Кубанского окр.), заставляют предполагать о возможном резком обактивлении бандитских группировок с наступлением весны.

Начальник штаба округа Верховский

Врид. начальника 1 отдела Покровский