Письмо командования І-й Казанской стрелковой дивизии К. Е. Ворошилову о стопроцентной коллективизации и организации МТС в районе комплектования дивизии. 10 февраля 1930 г.
№ 84
Товарищеское письмо комдива-военкомдива и начподива І-й Казанской стрелковой
Дорогой Климент Ефремович.
Уверены, что ругать не будете за непосредственное обращение по вопросу, о котором напишем ниже. Затеяли мы в гарнизоне, по нашему разумению, большое дело, да вот вышла остановка, наткнулись на препятствие, которое силами всего гарнизона преодолеть не можем — решили обратиться к Вам.
Единодушным постановлением парторганизации гарнизона и гарнизонной красноармейской конференции мы решили в этом году на 100% коллективизировать районы комплектования дивизии. Коллективизировав район комплектования, выбрать из всех колхозов в районах комплектования 10 колхозов (наиболее удобных с точки зрения влияния на весь район) и взять над ними шефство гарнизоном, распределив шефирование1* между крупными частями гарнизона. Шефством над 10 колхозами из всех (в районе комплектования) мы преследуем задачу превратить эти 10 в наши базы политического влияния на весь район и сделать их опорными пунктами нашей военно-политической внесборовой работы в районе, которая до сих пор, нечего греха таить и перед Вами, идет не очень хорошо. Один из колхозов (на тысячу с лишним дворов), расположенный в километре от лагеря, мы решили усилиями всего гарнизона превратить в показательный с тем, чтобы он служил лабораторией для политической и практической подготовки красноармейцев всего гарнизона. Наш гарнизон в этом году должен подготовить из [призывников] 1906 г. до 2 тыс. человек различной квалификации работников для перестраивающейся на социалистический лад деревни. Для показательного колхоза и других мы решили в лагере создать машинно-тракторную гарнизонную станцию на 15 — 20 тракторов. Причем хотим соединить с/х работу этой станции с нашей боевой учебой. В соответствии с Вашей установкой на овладение армией техникой и наиболее сложными формами боя мы сейчас тужимся изо всех сил, чтобы импровизировать танки. Изобретаем и санные макеты, и носимые (3 — 4 бойцами), думаем покрыть танкокапотом один грузовик к лету, но вся эта «импровизация» не дает того, что мог бы дать гусеничный трактор, покрытый капотом. Вот мы и задумали (умно ли, оцените) соединить два дела вместе. Мы хотим организовать работу станции так, чтобы в свободное от с/х работы время трактора использовать под учебные танки и тягу под артиллерию на наших и летних, и зимних полевых учениях, а если понадобится, использовать для учений некоторое количество танков и во время с/х работ. К тому же это мероприятие будет несколько маскировать имеющуюся в Казани немецкую танковую школу.
Так вот, дорогой Климент Ефремович. До сих пор дело у нас с выполнением наших планов более-менее благополучно. Районы комплектования с нашей помощью коллективизируются: в районе 1 стрелкового полка — 53%, артполка (пригородный район у Казани) — 15—18%. Мы уверены, что к весне, на крайнюю меру к осени (за время сборов), мы выполним эту задачу. Шефство над 10 колхозами уже взяли и реально им помогаем, и поможем весной в сев, не в ущерб боевой учебе. А вот с машинно-тракторной станцией (вернее танково-тракторной) дело не выходит. Не дают нам тракторов и, видимо, не дадут, если Вы не поможете. Досадно то, что по копейке: путем отчислений, добровольных сборов, организацией субботников — мы собрали сами в гарнизоне 30 тыс. руб. (думаем собрать 50 тыс.). Правительство Татарии нам обещает додать недостающую суммишку — значит, деньги есть, а тракторов достать не можем. И рушатся, таким образом, все наши затеи насчет моторизации, лаборатории и проч. Ничего не выходит из «танково-тракторной» станции.
Дорогой Климент Ефремович, просим о братской поддержке и помощи. Если не находите эту нашу затею пустой и нецелесообразной — помогите. Если можете, прикажите отпустить нам за наличный расчет 10—15 гусеничных тракторов и две полуторатонки по линии Технического управления. Не выйдет там — нажмите на т. Яковлева, Трактороцентр, путиловцев (Вы найдете, на кого «нажать»), может быть, там что-нибудь выйдет.
Это даст нам возможность иметь импровизированный танковый отряд (созданный на свои средства) и реально помогать соцстройке чрезвычайно отставшей хозяйственно Татарии.
Заодно пару строк о ходе учебы и состояния дивизии — нажимаем на полевую учебу и занятия с начсоставом, в соответствии с директивой штаба РККА. Нужного качества еще не добились. Сейчас процентов 30 начсостава в районах комплектования. Решительно очищаем дивизию от социально чуждого элемента, которого в этом году проникло меньше, но все-таки пролезшие есть. Ликвидация кулака в казарме отражается в двух процессах. С одной стороны, становятся более резкими, иногда и открыто наглыми, вылазки отдельных кулацких элементов и подкулачников по вопросам деревенской политики партии (кривая кулацких настроений по количеству выступлений и участников растет вверх), с другой — вокруг парторганизаций еще больше консолидируются и сплачиваются силы бедняцко-середняцкого беспартийного актива. Это находит свое выражение в бурном росте комсомола и парторганизаций. Значительно возросла активность беспартийного начсостава в работе среди красноармейцев вокруг текущих вопросов и способность ориентировки. Однако в работе всех организующих сил нет должной поворотливости. Политаппарат безбожно отстает от жизни. Надо быстрей организационно перестроить политаппарат. Аморальные явления снижаются медленно, причем парторганизации и политаппарат не научились еще привлекать к борьбе с ними красноармейскую самокритику и общественное мнение.
Работаем дружно сами, по нас равняются и внизу.
Извините за длинное письмо.
Ответ ждем от Вашего секретариата.
Командующий дивизией — военный комиссар дивизии Чанышев
Начальник политотдела дивизии Семенов
1* Так в тексте.