Письмо ПП ОГПУ по Крыму С.А.Мессингу и Е.Г.Евдокимову о раскулачивании в Крыму. 8 февраля 1930 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.02.08
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 2. ноябрь 1929 — декабрь 1930. Москва РОССПЭН 2000. Стр.195-196.
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 8. Д. 142. Л. 92—93. Подлинник.

 

№ 83

г. Симферополь

Кампания по ликвидации кулака, на основе ряда руководящих статей центрального органа «Правды», в    Крыму была начата    с 20 января    с.    г.    Ни    областной комитет партии, ни наши    органы на ход    этой    кампании    не реагировали, и первая руководящая директива, дающая правильную политическую установку и регулирующая порядок, была послана на места по получении известной Вам основной директивы «руководящего органа»1* 3 февраля 1930 г.

Благодаря такому положению вещей местные аппараты на селе производили голое раскулачивание, применяя метод ночных налетов и обысков на кулацкую верхушку деревни и села.

Во многих случаях эти внезапные налеты давали большой эффект, в смысле обнаружения золота, ценностей и т. д., и это обстоятельство укрепило мнение низовых работников в целесообразности именно такого образа действий. Общественное мнение не подготовлялось, собрания бедноты и колхозников почти не проводились, что не замедлило сказываться в том, что середняк, а во многих случаях и бедняк, укрывал кулака, скот, инвентарь и проч. кулаком припряталось у них. Имелось место в одном селе укрывательство 4 тыс. овец среди бедняцко-середняцкого скота.

Отбираемое имущество в большинстве случаев складывалось в сараи «до распоряжения», а во многих случаях делилось между колхозниками и батраками, причем этот дележ вызывал большие споры и недоразумения; у кулаков, как правило, отбиралось все: одежда, посуда, обиход и продовольствие до последнего фунта муки и масла. Поэтому на второй же день кулак перешел на иждивение к «любезному середняку», а поскольку его выгоняли также из помещений, часто переезжал к бедняку, но в большинстве случаев он разбрелся по Крыму, причем не всегда всей семьей, а иногда семья разъезжалась в разные стороны. В районах наибольшего скопления производим поголовную проверку домов. Помещения, отобранные у кулака, во многих случаях не занимались, а имущество его продавалось колхозу: лошадь — 75 коп. — до одного рубля; сбруя 10 — 15 коп. и т. д.

Никакого учета, ни плана кампании не имелось, и раскулачивание во многих местах коснулось середняка. Такие случаи везде и всегда были использованы кулаками: создавали тревожные и недоверчивое к нам отношения середняка. Результат этих действий — в ликвидированной нами повстанческой организации кулаков много середняков и даже бедняки.

Недостаточным учетом обстановки — аресты мулл (милицией) — были вызваны демонстрации женщин.

Одновременно с вышеупомянутыми отрицательными явлениями, до невероятности усложнившими нашу работу, следует отметить: все возрастающую активность масс, большой революционный подъем в национальной деревне, настойчивое требование окончательной ликвидации кулака и часто полное нежелание понимать всех наших мероприятий по обеспечению кулака одеждой, продовольствием и проч.

С 3 февраля, что совпало с моим приездом и полученными у Вас руководящими указаниями, работа аппаратов партийных и советских получила надлежащие темпы и ясность. Организовано 8 районных пунктов концентрации, разработан и проводится в жизнь порядок изъятия, конфискация, конвоирование, охрана, довольствие и т. д.

Мы принуждены проводить в жизнь все мероприятия по 2-ой категории в силу ранней весны и отмеченных мною обстоятельств.

Наши оперативные мероприятия, вообще, будут детализированы специальным докладом.

Необходимо отметить полную поддержку нашему органу [со стороны] местных партийных и советских организаций.

Доставка из села в места концентрации кулацких и помещичьих семейств возложена на милицию и сельский актив; охрана пунктов концентрации — на милицию, которая на все время кампании вообще подчинена нам. Уголовный розыск занят розыском перебежчиков. Санитарное и хозяйственное обслуживание вполне налажено. Добились отпуска необходимого продовольствия и средства передвижения.

Проведена мобилизация партийцев и чекистского учета.

Все ранее отмеченные недочеты решительно искореняются.

В настоящем письме еще раз прошу пересмотреть сроки высылки по 2 категории, увеличить число с 3 — 5 тыс. семейств и обеспечить необходимыми мне средствами, согласно посланной смете2*.

С коммунистическим приветом Салынь

1* Кавычки документа.

2* Смета не публикуется.