Справка Информационного отдела ОГПУ о массовых выступлениях в Каменском кантоне Автономной Республики Немцев Поволжья. 24 января 1930 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.01.24
Метки: 
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 2. ноябрь 1929 — декабрь 1930. Москва РОССПЭН 2000. Стр.138-140.
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 8. Д. 653. Л. 14—16. Подлинник.

 

№ 56

Совершенно секретно.

Со второй половины декабря мес. 1929 г. в ряде католических сел Каменского кантона Немреспублики отмечается резкое ухудшение политического настроения, обусловленное в основном повсеместно развернувшейся кампанией по закрытию церквей, применением кратного обложения к католическому духовенству и проводимой работой по обобществлению нерабочего скота. В конце декабря общее недовольство на этой почве в результате агитации и провокационных выступлений кулачества выливается в открытое выступление против проводимых мероприятий под лозунгом: «За веру и Бога, против колхозов».

В с. Келер кулаки, провоцируя население на выступление, распространяют слух о том, что в ночь на 31 декабря будет закрыта церковь и арестован патер. Под влиянием этих слухов верующие, руководимые членом церковного совета, организуют охрану церкви и дома патера, выставив караулы и условившись, что в случае, если будет производиться закрытие церкви и арест патера, набатным звоном созвать население с тем, чтобы оказать сопротивление. Кулачество со своей стороны широко использует возбуждение населения и ведет агитацию о том, что «социализм и религия несовместимы и что колхозы, являясь первоначальной формой коммунистического общества, направлены против религии и Бога», стремясь, таким образом, религиозному выступлению придать антиколхозный характер.

Начиная с 1 января, по селу проводятся нелегальные совещания, на которых уже обсуждаются конкретные формы работы по разложению колхозов. Аналогичные совещания проводятся кулачеством и в с. Лейхтлинг, с участием бедноты и середняков. На этих совещаниях намечается втянуть в открытую борьбу против коллективизации, главным образом, женщин, так как «женщины имеют больше прав и им ничего не будет».

4 января собравшаяся в с. Келер толпа женщин явилась в местный колхоз и стала растаскивать колхозное имущество. Попытки представителей местной власти и сельских активистов не допустить расхищения имущества никаких результатов не дают. Когда же милицией арестовываются двое активных участников выступления, толпа требует их освобождения, угрожая в противном случае расправой над коммунистами и советскими работниками. Под напором толпы арестованные были освобождены.

Начавшееся движение против коллективизации из с. Келер перебрасывается в соседние ...1* происходят выступления в с. Гильдман Каменского кантона и Пфейфер Франкского кантона. 8 января организуется выступление в с. Лейхтлинг и в ночь на 9 января в с. Семеновка, где некоторые из участников выступления были вооружены палками и вилами.

Установлено, что между всеми этими селами имеется тесная связь. Причем всюду выступавшими выдвигаются аналогичные требования и движение носит одинаковые формы. Выступления проходят под следующими лозунгами:

«Кто верующий в Бога, выходи из колхоза» (выдвигается выступавшими во всех селах).

«Удалить из села советский и партийный актив, избрать в совет своих людей» (с. Лейхтлинг, Келер и Семеновка).

«Освободить всех арестованных кулаков и кратников и впредь не давать никого арестовывать» (во всех селах).

«Прекратить политическую работу в красных уголках» (Лейхтлинг и Семеновка).

«Не посещать районных собраний и требовать созыва общих собраний» (Келер, Лейхтлинг и др.).

«Потребовать отчета, куда девался хлеб и куда девается имущество кратников» (Лейхтлинг).

«Возвратить имущество кратникам, выселенных из домов старых хозяев вселить, а бедноту выгнать» (по всем селам).

В выступлениях активное участие принимали исключительно женщины, причем была втянута, главным образом, беднота и лишь некоторая часть середняков. Кулачество же открытого участия в выступлениях не принимало.

В селах, охваченных выступлением, фактически в течение нескольких дней руководство всей общественной жизнью перешло в руки руководителей выступления. Последними ежедневно по вечерам с ограниченным кругом участников устраивались нелегальные совещания, на которых обсуждался и намечался план дальнейшей борьбы. Деятельность сельсоветов была парализована. В ряде сел открыто, без санкции сельсовета, проводились собрания крестьян (в с. Пфейфер и Семеновке некоторые из крестьян приходили на собрания, вооруженные топорами и обломками железа). Имели место случаи отказа от явки в сельсоветы по вызовам. В с. Келер сельисполнитель-бедняк, получив вызов явиться в сельсовет, ответил: «Теперь уже нет Советской власти». Во время выступления некоторые из кулаков забрали из колхозов ранее принадлежавший им скот. При этом ими усилено распространялся слух: «Идет война, и по телефону передавали провести мобилизацию, но сельсовет отказался, так как в селах волнения, и мобилизацию провести невозможно. Власть должна пасть и дело только за женщинами. Как женщины выступят, так и Советская власть будет свергнута».

Более устойчивая часть членов сельсоветов и активистов в с. Лейхтлинг, Келер, Семеновка и Каменка вынуждены были создать дружины самозащиты. Менее устойчивая часть из них бежала в другие села.

Каменский и Франкский канткомы ВКП(б) и кики, несмотря на то, что были своевременно поставлены в известность о развернувшихся массовых выступлениях в с. Келер, Гильдмане и др., не приняли решительных мер к их ликвидации. По делу арестовано 116 чел., из коих кулаков и зажиточных — 90 чел., середняков — 15, бедняков — 9 и служащих — 2.

В Марксштадтском кантоне2* Немреспублики 24, 25 и 30 декабря имели место массовые выступления на религиозной почве в с. Боротьевка, Цюрих и Унтервальден.

Помощник начальника ИНФО ОГПУ

Запорожец Начальник 7 отделения Агаянц

1* Конец предложения из-за обрыва листа утрачен.

2* В тексте ошибочно — районе.