Справка Информационного отдела ОГПУ о массовом выступлении в деревне Новая Чукалы Буинского кантона Татарии. 24 января 1930 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.01.24
Метки: 
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 2. ноябрь 1929 — декабрь 1930. Москва РОССПЭН 2000. Стр.140-141.
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 8. Д. 653. Л. 12—13. Подлинник.

 

№ 57

Совершенно секретно.

13 января с. г. в д. Новая Чукалы Городищенской вол. Буинского кантона были произведены аресты ряда кулацко-антисоветских элементов, в том числе муллы Голямова, близкого родственника и представителя влиятельного клана д. Старая Задоровка. В момент подготовки подвод и оформления документов для отправки арестованных со всех концов деревни стали собираться группами мужчины и женщины к сельской школе, находящейся рядом с помещением сельсовета. В последнем в это время происходило собрание с повесткой дня о работе сельсовета. Спустя 10—15 минут все присутствующие на общем собрании вышли из помещения сельсовета и присоединились к собравшейся у школы толпе. Уговоры опергруппы и членов сельсовета разойтись по домам не дали никаких результатов. Толпа все увеличивалась и дошла до 700 — 800 чел. Из толпы раздавались выкрики: «Освободите немедленно нашего муллу. Если вы его возьмете, то мы вас не выпустим из деревни». Со стороны толпы были попытки проникнуть в помещение школы: стали ломать ее крыльцо. Для успокоения толпы оперативная группа была вынуждена освободить из-под стражи муллу, которого толпа при выходе из школы встретила криками «ура» и понесла на руках к его дому. Встретившихся на дороге двух сотрудников У[Г]РО, сопровождавших другого арестованного — бывшего муллу, толпа пыталась обезоружить, нанося при этом им побои. Проводив муллу до дома, часть толпы в количестве 150 — 200 чел. осталась у его дома, а остальные возвратились обратно к школе. Спустя несколько минут оставшаяся часть толпы у дома муллы вновь двинулась к школе, требуя немедленного освобождения всех остальных арестованных. Было приступ лено к ломке крыльца школы, одновременно были попытки, главным образом, со стороны женщин проникнуть через окно вовнутрь школы. Из толпы слышались угрожающие выкрики и призывы взяться за вилы и дубины и расправиться с опергруппой и председателем сельсовета: «Мы вас всех здесь разорвем. Надо послать в д. Задорки за крестьянами. Выдайте нам председателя сельсовета. Муллу не дадим и в коллектив ни за что не пойдем». В результате создавшегося положения опергруппа, осажденная толпой около 3—4 час., вынуждена была выехать из д. Новая Чукалы. В момент отъезда последних провожавшая их толпа в количестве 600 — 700 чел. продолжала угрожать им палками, выкрикивая: «Больше сюда не приезжайте, иначе мы вас убьем». После отъезда опергруппы женщины толпами ходили с фонарями по улицам, главным образом, по той улице, где проживает мулла, а из мужчин были выставлены дозоры и караулы.

14 января в д. Старой Чукалы, находящейся в 8 верстах от д. Новой Чукалы, имели место сборища мужчин и женщин, обсуждавших события в д. Новая Чукалы. На этих сборищах отмечались призывы организоваться всем деревням.

Следует отметить, что в Буинском кантоне в начале хлебозаготовок отмечалось усиление деятельности кулацко-антисоветских элементов. В ноябре и декабре мес. прошлого года имел место ряд терактов и поджогов. В некоторых селениях отдельных волостей Буинского кантона регистрировались случаи противодействия колхозстроительству, сопровождающиеся срывами собраний и терроризированием местных совпартработников и сельактивистов (см. № 379289 от 13 января 1930 г.).

По делу арестовано 20 чел. инициаторов и активных участников выступления.

Помощник начальника ИНФО ОГПУ Запорожец

Начальник 7 отделения Агаянц