Записка Г.Г.Ягоды руководящим работникам ОГПУ об усилении вмешательства центральных органов ОГПУ в проведение раскулачивания. 24 января 1930 г.
№ 55
№ 44224
Тов. Мессингу, Евдокимову, Воронцову, Прокофьеву
С работой в Московской обл. обстоит очень неважно. Вчера состоялось постановление областного бюро о решительном раскулачивании кулаков в области, особенно огородников под Москвой. На бюро я узнал, что в Орехово-Зуеве раскулачено 520 кулаков и что начальник округа Евстафьев принимал самое активное участие, но не счел нужным предупредить нас об этом.
Мы руководим работой ОГПУ всего Союза, а рядом, под носом, не знаем, что делается. И такой Евстафьев — он даже не задумался над тем, надо ли вообще испросить указания по этому вопросу.
Я боюсь, что руководство в Московской обл. может у нас выпасть и все раскулачивание пойдет, если и не помимо нас, то со слабым нашим участием, если мы сейчас же не примем решительных мер, как в отношении товарищей вроде Евстафьева, и если мы сейчас же не займемся областью.
Вопрос о кулаке стоит, как вы знаете, очень остро. Места забегают вперед. Наш удар по кулаку, который должен быть сокрушительным, может ослабнуть, если мы не заберем руководство местами.
1. Надо дать сейчас же указание о жесткой расправе с кулаком-контрреволюционером.
2. Надо сейчас же начать рассылку части курсантов (пограншколы, ТО ОГПУ56 и уполномоченных). В первую очередь выкинуть в опасные места (Нижняя Волга, Средняя Волга, ЦЧО и Москва).
3. Разгрузить тюрьмы, для чего пропустить быстро все дела.
4. На это время взять из школ в центр курсантов (просмотрев наиболее способных), рассадить их по отделениям. Засчитать все курсантам как стаж практической работы.
5. Начать аресты в Московской обл. кулаков особо злостных, огородников, для чего сейчас же разослать курсантов по районам Москвы, хорошо их проинструктировав (могу я выступить на общем собрании пограншколы). Опыт Москвы очень важен для нас.
6. Московским областным бюро образована комиссия из 7 чел.: Бауман, Ягода, Уханов, Шумяцкий, Рындин и еще два — не помню — для раскулачивания.
7. Подготовка операции по городу должна идти своим чередом, приблизительно конец февраля, если не будет какой-либо неожиданности, хотя и ее надо бы ускорить. Надо быстро и решительно дезорганизовать всякие возможности активности контрреволюционеров.
8. Необходимо иметь всегда наготове школы (оставшиеся) и дивизию. Могут быть небольшие вспышки.
9. Держать самую тесную связь с местами и окружными аппаратами Москвы.
10. Надо дать директиву местам о мобилизации чекистских рядов, которым еще раз предстоит громадная, трудная работа, где честность работы, дисциплина наша будут иметь громадное значение. Мы вступаем в новый бой, надо его провести с наименьшими потерями с нашей стороны. Для этого нужен неожиданный, сокрушительный удар, сила которого зависит только от нашей подготовки и организованности, и дисциплины.
О подробностях поговорим отдельно.
Г. Ягода
56 Транспортный отдел ВЧК —ГПУ —ОГПУ. В июне 1918 г. в ходе очередной реорганизации в состав Иногороднего отдела вошел железнодорожный подотдел, созданный в связи с образованием железнодорожных отделов при губернских ЧК. Постановлением СНК от 7 сентября 1918 г. в составе ВЧК был образован Отдел путей сообщения. В ноябре 1918 г. по решению II Всероссийской конференции ЧК на базе этого отдела был создан Транспортный отдел (ТО), в сферу деятельности которого входила «борьба с враждебным элементом» на железной дороге, водном транспорте, шоссейных путях и учреждениях почтово-телеграфных ведомств. В 1921 г. отдел имел сеть местных органов на путях сообщений, которые назывались железнодорожными и водными отделениями.
После преобразования ВЧК в ГПУ Транспортный отдел вошел в состав Секретно-оперативного управления (см. прим. № 42). В марте 1922 г. было утверждено Положение о Транспортном отделе ГПУ, в котором определялись следующие задачи: борьба с открытыми контрреволюционными выступлениями, в том числе бандитизмом, со шпионажем, охрана железнодорожных и водных путей сообщения, борьба с хищениями грузов, охрана общественного порядка. Организационное построение транспортных подразделений ГПУ на местах соответствовало системе органов Наркомата путей сообщения. Местными органами ТО ГПУ являлись: на железных дорогах — окружные, линейные транспортные отделы (ОКТО, ЛТО); в структуру ОКТО входили и дорожно-транспортные отделы (ДТО) и их отделения (ОДТО), а на водных путях — областные и районные транспортные отделы (ВО ДТО и РТО).
28 октября 1929 г. ТО был выделен из состава СОУ в самостоятельный отдел ОГПУ. В составе ГУГБ ТО осуществлял контрразведывательное обеспечение объектов железнодорожного, водного и автодорожного транспорта.