8 мая 1931 г. — Протокол совещания в Реввоенсовете СССР об изменениях в танковой программе 1931 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1931.05.08
Метки: 
Источник: 
Становление оборонно-промышленного комплекса СССР (1927-1932). М. 2008, стр. 545-547.
Архив: 
РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 414. Л. 20—22. Заверенная копия.

Протокол совещания в Реввоенсовете СССР об изменениях в танковой программе 1931 г.

8 мая 1931 г.
Совершенно секретно.

Присутствовали: т. Ворошилов, Уборевич, Триандафилов, Мартинович, Халепский.

Секретарь — т. Литуновский

I. Танкетки Т-27

Вследствие удачного освоения Т‑27 в массовом производстве и выявившихся хороших боевых качеств танкетки (подвижность, проходимость, возможность установки 37‑мм пушки и т. п.), а также ввиду перехода с Т‑18 на Т‑26, что сокращает программу 1931 г. по малым танкам на 65 машин, и отсутствия пока установленного образца среднего танка считать крайне необходимым увеличение заказа 1931 г. на 200 шт. танкеток. Принять предложение т. Мартиновича о том, что вопрос о возможности принятия промышленностью дополнительного заказа на танкетки может быть решен в конце июня с. г. после окончательного выяснения положения с внедрением в производство на «Большевике» Т‑26 и с постановкой производства броневых корпусов на Подольском заводе. К этому времени МПС ВСНХ проработать этот вопрос и доложить РВСС.

Принять к сведению заявление т. Мартиновича, что в исполнение решения правительства от 20 февраля 1931 г.¹* ВСНХ уже теперь подготовляет выпуск в военное время с Нижегородского и 2‑го автозаводов не менее 15 тыс. Т‑27.

II. Т‑26

Признать, что подготовительные работы по установке производства Т‑26 идут вполне нормально и в срок. Заказ оставить прежний (300 машин).

Напомнить МПС ВСНХ, что, по заявлению дирекции завода «Большевик», самым «узким» местом в производстве Т‑26 является ковкий чугун и что вопрос о его получении до сих пор не разрешен. Это создает прямую угрозу своевременного выполнения программы по Т‑26.

III. Т-18

Ввиду того что Мотовилихинский завод до сих пор не освоил производства танков, а также потому, что танковая программа в 75 машин Т‑18 затрудняет выполнение важнейших артиллерийских заказов, снять с Мотовилихинского завода 65 машин, оставив только 10 шт., по которым уже имеется на заводе задел. Больше танковых заказов на Мотовилиху не давать.

IV. Средний танк

1. Т‑24. А. оставить на 1931 г. заказ по Т‑24 на 80 машин с соответствующим количеством запасных частей (обязательно).

Б. Тов. Мартиновичу немедленно дать ХПЗ точное распоряжение в пределах этого заказа и проследить, чтобы не было лишнего задела, так как больше этих машин производить не будем.

2. ТГ. А. Доложить КО, что принятое по предложению комиссии по танкам решение о среднем танке ТГ не может быть реализовано в 1931 г., так как до сих пор еще не закончен опытный образец ТГ и пока не представляется возможным определить срок его изготовления. Ввиду этого в 1931 г. не будет стандартного типа среднего танка, который можно было бы поставить на производство.

Б. Средний 12‑тонный танк Виккерса, приобретенный нами, предназначенный, очевидно, специально для колониальных войск (слабое бронирование и вооружение), по своим боевым качествам не подходит к нашей системе танкового вооружения.

В. Продолжать форсированными темпами дальнейшую работу над окончанием опытного образца танка ТГ. Принять к сведению график работы, предложенный ПП ОГПУ Ленинградской области.

Г. Просить правительство разрешить приобрести новый 16‑тонный средний танк Виккерса, о котором только теперь нам стало известно, приближающийся по броне, скороходности и вооружению к нашим требованиям,

3. Танк «Кристи». А. Просить разрешения правительства ввести танк «Кристи» в систему авто-броне-танко-тракторного вооружения РККА в качестве быстроходного истребителя (БТ).

Б. Поручить т. Мартиновичу и Халепскому немедленно проработать вопрос: какое максимальное количество БТ (в имеющемся образце, без всяких изменений) может быть изготовлено уже в текущем году на ХПЗ, имея в виду уменьшение заказа для этого завода по Т‑24 на 220 машин.

В. Одновременно обязать УММ возможно форсировать работы по модернизации танка «Кристи».

V. О тяжелом танке

A. Признать необходимым иметь на вооружении РККА, хотя бы в ограниченном количестве тяжелые танки.

Б. Обязать УММ уже в текущем году обязательно достать сведения о тяжелом танке в Италии, Англии и, если возможно, во Франции, поставив задачей закупить образец этого танка или хотя бы чертежи.

B. Одновременно вести самостоятельные работы по конструкции тяжелого танка.

VI. О моторном заводе для средних танков

Просить правительство изменить свое решение от 20 февраля 1931 г. и разрешить проектировать моторный завод под мотор М‑5 («Либерти») вместо ранее принятого мотора М‑6 («Испано-Сюисс»).

Обязать начальника УВВС т. Баранова П. И. выделить из своих запасов для танковой программы 1931 г. 150 новых моторов М‑5 и передать их в ведение т. Халепского.

VII. О броне

Доложить правительству, что задание о цементации железа против бронебойных пуль выполнено. Также выполнено задание правительства по получению брони с пониженным содержанием ферросплавов. Работы по цементации сталистого железа для защиты от бронебойных мелкокалиберных снарядов продолжаются. По заявлению т. Мартиновича, полный переход на массовое изготовление брони из цементированного железа и цементированной брони с ферросплавами (марки «Вибрак») будет произведен с июля 1931 г.

Принять к сведению заявление т. Мартиновича, что потребное количество шамотного кирпича для постройки дополнительно 8 термических печей на Ижорском заводе (для производства цементированной брони) заказано 29 апреля 1931 г. за границей.

Тов. Мартиновичу и Халепскому проследить за возможно быстрой реализацией за границей заказа на шамотный кирпич.

Председатель Ворошилов

Секретарь Литуновский

Примечание:

1* См. Документ от 20 февраля 1931 г. — Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О танковой программе»

РГВА. Ф. 4. Оп. 14. Д. 414. Л. 20—22. Заверенная копия.