Докладная записка Информационного отдела ОГПУ о массовом выступлении в с. Белоомуты Белоомутского района Коломенского округа. 30 июля 1929 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1929.07.30
Метки: 
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 1 май 1927 — ноябрь 1929. Москва РОССПЭН 1999. Стр. 671-673.
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 7. Д. 86. Л. 58—61. Заверенная копия.

 

№ 219

Совершенно секретно.

29 и 30 июля в с. Н.Белоомуты происходило массовое выступление верующих против закрытия местной (одной из двух имеющихся в селе) церкви. Вопрос о закрытии церкви был впервые поставлен рабочими швейной фабрики заготхозяйства милиции «Красный милиционер» еще в марте с.г. с тем, чтобы церковь была передана фабрике. Вопрос этот был затем обсужден и получил положительное разрешение на расширенном заседании сельсовета, на собрании бедноты и актива и на собрании местной организации «Безбожник»195. Ходатайство этих организаций (общего собрания граждан с. Белоомуты не устраивалось) в июне утверждено Рязанским ГИК (постановление ГИК не было утверждено ВЦИК). Недели две тому назад сельсоветом на основании этого постановления у церковного совета были отобраны ключи от церкви.

Накануне выступления, 27 и 28 июля, местными попами Головановым и Сербариновым, председателем церковного совета Подболотовым и местными торговцами Беленовским и Фирсовым и другими начали усиленно распространяться слухи о том, что 29 июля «безбожники будут снимать кресты и иконы в церкви». Вместе с этим они рассказывали, будто каждую ночь безбожники ходят в церковь и надругаются над святыней. Уезжавших 29 июля на сенокос граждан эти лица предупреждали, чтобы они по набатному звону собирались к церкви.

29 июля с 4 час. утра к церкви группками стали собираться верующие, главным образом старухи, старики и подростки. К 7 часам утра к церкви собралось до 200 чел. Из толпы раздавались выкрики: «Не дадим церковь! Помрем — перейдете через наши трупы, но церковь не отдадим. Хлеба не даете, а церковь отбираете, гнать всех коммунистов, вешать, давить надо». Прибывшего на место происшествия райуполномоченного ОГПУ, пытавшегося уговорить толпу разойтись, толпа не захотела слушать, продолжая угрожающие выкрики: «Бей его! Они приезжают только грабить нас». Под напором толпы уполномоченный вынужден был удалиться в помещение сельсовета, откуда по телефону поставить в известность председателя оргкомиссии, прося его прибыть с другими членами оргкомиссии на место и убедить толпу разойтись.

Местные партийцы, работавшие в кооперативе и на фабрике «Красный милиционер», узнав о происшедшем, тем не менее, во время напора толпы на уполномоченного ОГПУ никто не пришел на помощь.

Прибывших на место членов оргкомиссии Панина, Твердова и Нового и военкома Зарайского УВК и других толпа, к этому времени увеличившаяся до 300 чел., встретила камнями. Прибывшие товарищи безуспешно пытались уговорить толпу и под ее напором вынуждены были укрыться в помещении сельсовета. За ними направилась и возбужденная толпа, выкрикивая: «Не трожьте церковь! Мы ее вам не отдадим! Умрем или вас побьем! Отдайте нам ключи!»

Часть верующих, оставшись у церкви, ударила в набат. На набат собрались не только местные жители, находившиеся в селе, но на лошадях прибыли и бывшие в это время на сенокосе (предупрежденные заранее — см. выше). Толпа количеством достигла 1000 чел. Окружив помещение сельсовета и продолжая угрожающие выкрики против вышедших из сельсовета для уговоров толпы членов оргкомиссии и партийцев, «настойчиво требовала выдачи ключей от церкви. Подстрекаемая антисоветскими элементами толпа с криками: «Бей!» — бросилась на членов оргкомиссии, которые вынуждены были вновь укрыться и запереться в помещении сельсовета. Оставшегося на улице т. Панина верующие начали толкать, избивать, Панин, вырвавшись из толпы в пожарный сарай, на лошади ускакал в с. В.Белоомуты. Среди партийцев, запершихся в сельсовете, началась паника, и, когда райуполномоченный ОГПУ, увидев начавшуюся расправу над т. Паниным, предложил партийцам пойти защитить избиваемого, партиец Дюпин крикнул: «Лучше пожертвовать одним, чем погибать всем».

Райуполномоченного ОГПУ, бросившегося на помощь Панину (к тому времени уже бежавшему), окружила часть толпы, человек в 200, начала толкать, жать, подталкивая на середину с криками: «Не допускать его! Бей его! Давай ключи, иначе растерзаем». Уполномоченному из толпы плевали в лицо, размахивали кулаками и т.п.

Окруженного райуполномоченного и захваченного председателя сельсовета Буданова толпа не выпускала, предъявив требование членам оргкомиссии, укрывшимся в сельсовете, выдать ключи, угрожая в противном случае самосудом над захваченными. Члены оргкомиссии обещали выдать ключи через 10 минут. Так как через 10 минут ключи выданы не были, из толпы начали раздаваться выкрики: «Если еще через 10—15 минут не дадут ключи, то мы вас разорвем». Когда ключи были принесены, толпа не отпустила захваченных, потащив их к церкви и угрожая им: «Если только ключи окажутся не те, мы вас разорвем», и отпустила лишь только тогда, когда церковь была отперта.

Как только церковь открыли, женщины вымыли полы и предложили местным попам Голованову и Сербаринову отслужить благодарственный молебен. Те служить без разрешения оргкомиссии отказались. Это вновь вызвало возбуждение толпы, и последняя было направилась опять к помещению сельсовета. Только тогда, когда попы согласились служить, возбуждение улеглось.

Верующие, начав молебен, расставили по переулкам и вокруг церкви пикеты. Молебен продолжался с 8 час. вечера до 11 час. ночи. На паперти церкви, во время молебна, слышались выкрики: «Даешь собрание! Осуждаем поступки власти в том, что она оторвала от работ, мы загнали своих лошадей, испугали наших детей, давай напишем на них прокурору, давайте требовать хлеба». Среди верующих антисоветскими элементами (персонально выявлены) распространялись слухи, будто власть сегодня ночью возьмет 8 чел. и расстреляет. Эти же лица уговаривали не расходиться, а устроить на месте собрание, на котором вынести резолюцию о неправильных действиях местных властей и возбуждении ходатайства о возвращении церкви, выдвигая в качестве председателя собрания дочь бывшего торговца, сейчас учительницу Волкову В. Верующие, ввиду позднего времени, устраивать собрание отказались и разошлись. На следующий день, 30 июля, с 4 час. 30 мин. утра верующие вновь ударили в набат и собрали толпу. Подробности о происшедшем 30 июля будут сообщены дополнительно.

Во время выступления из толпы раздавались выкрики, кроме требований о возвращении церкви, требования о свободе частной торговли, о выдаче хлеба и др. В данном случае отобрание церкви было лишь предлогом для антисоветской демонстрации и выступления, спровоцированного церковными и антисоветскими элементами.

На место из Коломенского окротдела ОГПУ выехали сотрудники. Коломенское окружное оргбюро ВКП(б), оргкомитет и окрпрокурор о происшедшем информированы.

Помощник начальника Информотдела ОГПУ Запорожец.

Помощник начальника 7 отделения Иванов.

195 Полное название организации — «Союз воинствующих безбожников». Эта добровольная общественная организация существовала с 1922 по 1947 г. Работа проводилась на основании ст. 124 Конституции СССР г., признававшей свободу антирелигиозной пропаганды за всеми гражданами. Основной задачей организации была борьба с религиозными предрассудками, объяснение классовой сущности и социальной основы религии, работа тесно увязывалась с очередными задачами социалистического строительства. Во главе «Союза» стоял центральный совет, выбираемый съездом. Центральный совет руководил издательством «Безбожник». Органами печати были газеты, журналы «Безбожник» (1922 — 1941), «Антирелигиозник» (1926—1941) и другие.